Если электрическая деталь защищена предохранителем, первым шагом является проверка предохранителя. Расположение нужного предохранителя определяется по схеме, имеющейся под накладкой предохранителей в вещевом ящике и с обратной стороны правой боковой облицовки багажного отсека (см. также главу "Замена предохранителей").
Дефектный предохранитель заменяется и после включения потребителя электроэнергии необходимо проверить, не перегорает ли предохранитель тотчас снова. Если предохранитель снова перегорел, следует найти и устранить неисправность, как правило, это короткое замыкание. Это значит, что в каком-то месте, быть может также внутри прибора, масса и положительный проводник соединены между собой.
Второй шаг проверки: если при исправном предохранителе не горит лампа накаливания или не работает электродвигатель, необходимо проверить наличие напряжения питания.
Проверка лампы накаливания
Лампу снять и осмотреть. Если лампа накаливания перегорела или слабо сидит в цоколе, ее следует заменить.
Чтобы устранить сомнения по поводу исправности лампы, поступают следующим образом: подключают один проводник к положительному (+), а другой — к отрицательному (-) полюсам аккумуляторной батареи, а свободные концы проводников соединяют с лампой. При этом не важно, как подключаются проводники к лампе. Один проводник — к токоподводящему разъему, а другой — к корпусу лампы. Если при этом лампа не загорается, ее следует заменить.
Примечание: следует убедиться, что контакты лампы и патрона лампы не заржавели. При необходимости заржавевшие или погнутые контакты зачистить и привести в безупречное состояние.
Если лампа исправная, лампу вставить и включить. Если лампа не загорается, с помощью контрольной лампы проверить наличие напряжения питания. Для этого соединить контрольную лампу с массой. Это означает, что один провод контрольной лампы нужно соединить с надежной массой двигателя (чистая металлическая поверхность) или непосредственно с отрицательным полюсом аккумуляторной батареи. Другой электрод контрольной лампы (+) нужно соединить или с токоподводящим штекером или воткнуть в токоподводящий провод. Если теперь контрольная лампа загорается, а лампа накаливания по-прежнему не горит, то имеет место разрыв провода массы. Чтобы проверить это, установить перемычку от массы к патрону лампы. При этом лампа должна загореться.
Если токоподводящий проводник лампы не имеет напряжения, то есть контрольная лампа не загорается, очень вероятно, что неисправен выключатель. Проверить выключатель.
В противном случае необходимо проверить модуль повешения.
Проверка электродвигателей
В автомобиле для повышения комфортности применяется все больше малогабаритных электродвигателей. Они используются в таких механизмах, как стеклоподъемники, в приводе сдвигаемой панели крыши или электрической системе центрального запирания. Каждый электродвигатель при необходимости включается с помощью выключателя, в большинстве случаев от руки.
Проверить предохранитель соответствующего электродвигателя, при необходимости предохранитель заменить.
Применение: электродвигатели стеклоподъемника и привода панели крыши снабжены, как правило, автоматом зашиты, который при перегрузке электрическую цепь размыкает, а через некоторое время замыкает ее вновь. Перед повторным включением необходимо устранить причину перегрузки. Она может заключаться в примерзании окон или загрязнении направляющих шин окна.
Если предохранитель снова сразу перегорает, имеет место короткое замыкание.
Чтобы однозначно выяснить, исправен ли электродвигатель, необходимо соединить его двумя вспомогательными проводами диаметром примерно 2 мм непосредственно с аккумуляторной батареей автомобиля или с расположенными в моторном отсеке положительным и отрицательным разъемами. Положительный полюс аккумуляторной батареи должен быть соединен с положительным разъемом электродвигателя, а отрицательный полюс — с отрицательным разъемом. Расположение положительного и отрицательного разъемов электродвигателя в сомнительных случаях определяется в соответствии с электрической схемой. При необходимости электродвигатель снимается. Все электродвигатели автомобиля питаются бортовым напряжением от 12 до 14 вольт. Если теперь электродвигатель работает нормально, причиной неисправности было отсутствие напряжения питания.
Примечание: если электродвигатель вращается медленно или с перебоями, причиной могут быть изношенные угольные щетки, которые следует заменить.
Если двигатель работает, по электрической схеме определить, по какому проводнику подается к нему напряжение при нажатии выключателя и перед включением зажигания.
Проверить подающий напряжение провод с помощью контрольной лампы. Так как через электродвигатель протекает большой ток, можно в качестве контрольной лампы использовать обычную лампу накаливания. Она снабжена острыми электродами, которыми можно протыкать соединительный провод. Это позволяет простым способом определить наличие напряжения питания. Разъемы электродвигателей обозначены унифицированными номерами с мелкими цифрами:
- клемма 32 - это разъем массы (-);
- клемма 33 - это положительный (+) разъем.
Реверсивные электродвигатели, например, стеклоподъемников, имеют два положительных разъема. В таких двигателях клемма 33L запитывается для придания ротору двигателя вращения влево, а клемма 33R запитывается для придания ротору двигателя вращения вправо.
Внимание: Двигатель стеклоочистителя имеет отличающееся обозначение клемм, см. соответствующую главу.
Если напряжение к двигателю не подается, неисправна питающая цепь. В соответствии с электрической схемой найти неисправность в проводке и устранить. Электродвигатели в связи с потребностью в больших токах имеют, как правило, дополнительное коммутационное реле. Проверка реле излагается в соответствующей главе.
Если неисправность не была обнаружена, проверить выключатель.
Если имеет место дефект провода, то целесообразно проложить новый провод, так как локализовать дефект провода достаточно трудно.