Распределительный вал двигателя серии М30 — снятие и установка
Установочные элементы распредвала двигателя серии М30
1 — цепь;
2 — звездочка;
3 — шайба стопорная;
4 — гайка;
5 — уплотнение;
6 — шестерня;
7 — болт;
8 — стопорная шайба;
9 — штифт;
10 — плунжер;
11 — шарик;
12 — пружина;
13 — уплотнение;
14 — заглушка;
15 — упорное кольцо;
16 — фланец звездочки;
17 — упорная пластина;
18 — пружинная шайба;
19 — планка успокоителя;
20 — планка натяжителя;
21 — шайба;
22 — палец;
23 — стопорная шайба;
24 — палец;
25 — стопорная шайба.
Снятие
Снимите головку блока цилиндров и положите на две деревянные рейки.
Снимите масляный трубопровод.
Установите клапанные зазоры всех клапанов в максимальное значение.
Установите распредвал в положение, указанное на рисунке.
Установите нажимную рамку, прижав ее болтами (1) и (2). При этом выдвиньте вперед на 7 мм коромысла выпускных клапанов второго и четвертого цилиндров.
Ослабьте болты упорной пластины и аккуратно выньте из головки цилиндров распредвал с фланцем и упорной пластиной. Снимите стопорные кольца коромысел с вала. Для этого сдвиньте в сторону упорное кольцо и удалите заусенцы.
1 — пружина;
2 — регулировочная шайба;
3 — коромысло;
4 — упорное кольцо.
Удалите запорные болты с осей коромысел и установите приспособление для вытягивания осей коромысел.
Сняв оси, извлеките коромысла, упорные кольца и пружины.
Установка
Установка осуществляется в обратной последовательности.
Распределительный вал двигателя серии М52 — снятие и установка
Так как для этой операции обязательно требуется специальное приспособление, лучше провести ее в мастерской. Здесь описано снятие распредвала на снятой головке блока цилиндров. Можно работать и на установленной головке, однако нужно выполнить предварительные работы вплоть до откручивания болтов головки блока.
При необходимости произведите измерения на распредвале: осевой люфт должен составлять 0,15-0,33 мм, радиальный люфт 0,02-0,054 мм.
Ослабьте и выкрутите все болты крышек подшипников.
Снятие
Снимите головку блока цилиндров. Открутите шпильки.
Для снятия распредвала необходимо специальное приспособление. Задачей его является удерживать все подшипники распредвала в установочных положениях, когда снимаются вкладыши подшипников. Указания применимы для обоих распредвалов, последовательность их снятия роли не играет.
Выкрутите свечи зажигания.
Установите приспособление и закрепите его в отверстиях для свечей зажигания первого и четвертого цилиндров.
Повернув за эксцентриковый вал приспособления, зафиксируйте крышки подшипников.
Ослабьте и выкрутите все болты крышек подшипников.
Внимание: Крышку первого подшипника распредвала для впускных клапанов отцентрируйте с помощью установочных втулок. Чтобы предотвратить перекос распредвала, открутите болты крышки первого подшипника.
Ослабьте приспособление и снимите его.
Снимите крышки подшипников и распредвал. Расположите крышки подшипников по порядку, чтобы при установке установить их в прежние положения. Крышки подшипников для выпускного распредвала помечены цифрами от А1 до А7, а для впускного распредвала — от Е1 до Е7.
Если нужно (к примеру, при снятии клапанов), то снимается вся планка подшипников (2) с толкателями клапанов. Обратите внимание на центрирующие втулки. Планки подшипников в месте (4) обозначены буквой А для выпускной стороны и буквой Е для впускной стороны.
Внимание: Толкатели клапанов могут выскользнуть вниз из планки подшипников, если их не закрепить. В специализированных мастерских используют присоски, которые устанавливаются сверху на толкатели и препятствуют их выпадению. Пометьте толкатели клапанов. Их нужно будет затем установить на прежние места, если они снимаются.
Внимание: Снятые толкатели нельзя держать в перевернутом положении более 10 минут, так как в противном случае наполнение их моторным маслом будет происходить медленно, и автоматическая компенсация клапанного зазора осуществляться не будет.
Установка
Внимание: Если распредвал снимался, то нужно обратить внимание на следующее: гидравлические толкатели клапанов без нагрузки от распредвала расширяются и необходимо некоторое время после установки, чтобы они снова сжались. Из-за этого клапаны могут открыться сильнее, чем определено положением распредвала, и соприкоснуться с поршнем. В связи с этим нужно выдержать определенное время между установкой распредвала и установкой головки блока цилиндров: при +20°С (комнатная температура) — 4минуты, при +10°С — 11 минут. После установки головки блока нужно подождать еще 30 минут, пока двигатель не станет возможным проворачивать.
Внимание: Если распредвал снимался при установленной головке блока цилиндров, то нужно провернуть коленвал пример но па 30° в нормальном направлении вращения за шестигранник па шкиве через положение ВМТ. Благодаря этому поршень не будет стоять в самом верх нем положении, и клапаны не ударят по нему. Установите распредвал и подождите указанное выше время. После этого нужно вернуть коленвал в положение ВМТ и установить цепь привода.
Проверьте толкатели клапанов на износ (царапины, выбоины) и, при необходимости, замените их.
Смажьте подшипники распредвалов и вставьте распредвалы так, чтобы концы кулачков впускного и выпускного клапанов первого цилиндра были направлены друг к другу.
Вставьте планку подшипников с установленными толкателями клапанов в головку блока цилиндров. Центрирующие втулки должны быть на своих местах.
Вставьте вкладыши подшипников в соответствии со сделанными ранее метками на те же места, из которых они были сняты.
Установите приспособление и закрепите крышки и вкладыши подшипников.
Затяните болты крепления крышек подшипников моментом 15 Н·м.
Освободите приспособление и снимите его. Вкрутите свечи зажигания.
Установите головку блока цилиндров.
Распределительный вал дизельного двигателя серии М51 — снятие и установка
Так как для этих операций обязательно требуется специальное приспособление, то рекомендуется провести работу в мастерской. Распредвал можно снять как на установленной, так и на снятой головке блока цилиндров. Здесь описано снятие распредвала с уже снятой головки. Можно работать и на установленной головке, однако нужно провести предварительные операции вплоть до откручивания болтов головки блока цилиндров, руководствуясь указаниями соответствующего раздела.
При необходимости проведите измерения на распредвале: величина радиального люфта должна составлять 0,04-0,081 мм, величина осевого люфта 0,15-0,33 мм.
Снятие
Снимите головку блока цилиндров.
Для снятия распредвала необходимо специальное приспособление. Его задачей является удержание всех подшипников распредвала в положении установки при снятии вкладышей подшипников. Установите приспособление и укрепите его болтами клапанной крышки.
Повернув эксцентриковый вал приспособления, прижмите крышки подшипников.
Открутите все болты крышек подшипников.
Ослабьте приспособление и снимите его.
Снимите крышки крышек подшипников и распредвал. Крышки подшипников помечены цифрами от 1 до 7 с выпускной стороны.
Если нужно, например при снятии клапанов, то следует снять толкатели клапанов. В специализированной мастерской используют присоски, которые устанавливаются сверху на толкатели для их вытаскивания. После снятия толкатели нужно установить на их прежние места.
Внимание: Снятые толкатели не должны находиться в перевернутом положении более 10 минут, иначе наполнение их моторным маслом будет происходить медленно, и автоматическая компенсация клапанного зазора производиться не будет.
Установка
Проверьте толкатели клапанов на износ (царапины) и, при необходимости, замените их. Установите их на те же места, что и перед снятием.
Смажьте подшипники распредвала и вставьте распредвал так, чтобы концы кулачков впускного и выпускного клапанов первого цилиндра были направлены вверх.
Вставьте вкладыши подшипников в соответствии с цифрами в те же положения, что и перед снятием.
Поставьте приспособление и прижмите крышки подшипников с вкладышами.
Затяните болты крышек подшипников равномерно крест-накрест, двигаясь снаружи по ½ оборота моментом 15 Н·м.
Освободите приспособление и снимите его.
Установите головку блока цилиндров.
Внимание: Если распредвал снимался, то нужно обратить внимание па следующее: гидравлические толкатели клапанов без нагрузки от распредвала расширяются и необходимо некоторое время после установки, чтобы они снова сжались. Из-за этого клапаны могут открыться сильнее, чем определено положением распредвала, и соприкоснуться с поршнем. В связи с этим нужно выдержать определенное время между установкой распредвала и установкой головки блока цилиндров: при +20°С (комнатная температура) — 4 минуты, при +10°С — 11 минут. После установки головки блока нужно подождать еще 30 минут, пока не станет возможным проворачивать двигатель.
Внимание: Если распредвал снимался при установленной головке блока цилиндров, то нужно провернуть коленвал примерно на 30° в нормальном направлении вращения за шестигранник на шкиве через положение ВМТ. Благодаря этому поршень не будет стоять в самом верхнем положении, и клапаны не ударят по нему. Установите распредвал и подождите указанное выше время. После этого нужно вернуть коленвал в положение ВМТ и установить цепь привода.
Распределительный вал двигателя серии М70 — снятие и установка
Установочное положение распределительного вала
Снятие
При необходимости проведите измерения на распредвале: величина радиального люфта должна составлять 0,04-0,081 мм, величина осевого люфта 0,15-0,33 мм.
Измерение осевого люфта распредвала
Снимите головку блока цилиндров. Снимите свечи зажигания. Снимите маслораспределительный трубопровод. Поставив соответствующие кулачки распредвала вверх, снимите рычаги. Положите рычаги так, чтобы их можно было установить в прежнее положение.
Снимите крышки подшипников распредвалов и выньте валы. Выньте гидравлические толкатели и выложите их в вертикальном установочном положении. После снятия толкателей нужно установить их на прежние места.
Установка
Установка распредвала осуществляется в последовательности, обратной снятию с учетом рекомендаций, приведенных в предыдущем разделе.