Внимание! При работе с генератором соблюдать следующие требования:
- не снимать АБ, генератор и регулятор напряжения при вставленном ключе зажигания;
- провести маркировку проводов во избежание их перепутайте при установке;
- не снимать генератор при установленной (подключенной) АБ;
- отключать АБ при проведении сварочных работ.
Модель генератора, используемого на автомобиле BMW серии «Х5» с кузовом «Е53», зависит от его комплектации двигателем. Все генераторы трех-фазные переменного тока со встроенным выпрямительным блоком на девяти вентилях (шести основных выпрямительных диодах и трех дополнительных), номинальной силы тока отдачи от 75 А или 150 А и электронным регулятором напряжения с диапазоном регулировки 13,5–14,1 В. Конструктивные особенности генератора и его мощность зависят от модели двигателя (рис. 16.2).
Привод генератора осуществляется от коленчатого вала с помощью ремня. При этом ротор с обмоткой возбуждения вращается внутри стационарной обмотки статора. Посредством угольных щеток и контактных колец через обмотку возбуждения проходит ток возбуждения. При этом образуется магнитное поле. Магнитное поле постоянно изменяет свое положение относительно обмотки статора в соответствии со скоростью вращения ротора. На валу ротора напрессованы два контактных кольца. Генератор охлаждается через отверстия крышек, воздух поступает с помощью лопастного вентилятора, установленного на шкиве привода, или имеет жидкостное охлаждение («М57» и «М62»). Частота вращения ротора генератора превышает в два раза частоту вращения коленчатого вала двигателя. Однако поскольку АБ заряжается только постоянным током, то генератор имеет встроенный выпрямитель и регулятор напряжения.
Генераторы оснащены электронными регуляторами напряжения типа 5 РК 1815 или 5К 1592 с величиной выходного напряжения порядка 14,3 В. Регулятор напряжения изменяет ток зарядки путем включения/выключения тока возбуждения, в соответствии со степенью заряженности АБ.
Начало подачи зарядного тока на АБ («М54») осуществляется при напряжении на выводах 14 В и установившемся режиме – 1000 мин-1. Зарядный ток генератора, при напряжении на его выводах 14 В и частоте вращения вала ротора составляет:
- при 1400 мин-1 –20 А;
- при 2100 мин-1 – 50 А;
- при 6000 мин-1