Внимание! Поршни и поршневые пальцы подобраны в пару, их нельзя разукомплектовывать.
Крышка подшипника шатунной шейки коленчатого вала обработана совместно с шатуном, их нельзя разукомплектовывать. Имеется маркировка по цилиндрам и направлению.
Маркировка шатуна и крышки подшипника должны располагаться на одной стороне и совпадать.
При сборке устанавливать поршни, шатуны и вкладыши подшипников на то же место и в том же положении.
При установке поршней в цилиндры, во избежания поломки поршневых колец, не прилагать значительных усилий.
Поршневой палец должен проталкиваться через втулку нажатием пальца и не иметь видимого зазора с ней.
Замену поршней необходимо проводить в следующем порядке. Приготовить приспособления «00.9.120», «11.2.110», «11.2.260», «11.2.470» и «11.3.480». Снять двигатель, головку блока цилиндров, поддон масляного картера, масляный насос и успокоитель уровня масла. Отвернуть болты и снять форсунки охлаждения поршней. Перед снятием поршней, при сильном масляном нагаре, удалить масляную пленку со стенок цилиндров в области огневого пояса.
Отвернуть болты (стрелки, рис. 3.98) и снять крышку шатунного подшипника.
Установить на шатунные болты приспособления «11.3.460» (или «11.2.470») (см. рис. 3.100) и переместить шатун с поршнем в сторону головки блока цилиндров, вынуть данную сборку и снять приспособления.
Вынуть стопорное кольцо (6, см. рис. 3.11) и вытолкнуть поршневой палец.
1 - подшипник; 2, 11 - центрирующая втулка (∅14,5); 3 - штифт; 4 - болт (М12х1,5х50); 5 - маховик; 6 - болт (М12x1,5x28); 7 - ведомый диск; 8 - распорная шайба; 9 - зубчатый венец; 10 - болт (М10х17,5)
Проверить техническое состояние поршней, пальцев, шатунов, вкладышей подшипников и поршневых колец, при необходимости заменить их. Перед установкой измерить номинальный зазор между поршнем и расточкой в блоке цилиндров, для чего:
- замерить микрометром диаметр поршня на расстоянии «А» 8,0 мм, от нижней кромки юбки в плоскости под углом 90° к оси поршневого пальца (5) и со смещением на 90° в горизонтальной плоскости;
- замерить микрометром диаметр зеркала цилиндра в трех плоскостях (вверху, середине и внизу) и вычислить среднее значение;
- вычесть из величины среднего диаметра цилиндра, диаметр поршня;
- полученная величина номинального зазора должна находиться в пределах 0,01—0,04 мм, предельно допустимая величина, как критерий необходимого ремонта при износе деталей 0,15 мм.
Поршневой палец должен проталкиваться через втулку верхней головки шатуна нажатием пальца и не иметь видимого зазора и заедания. Собрать шатун с поршнем так, чтобы маркировка шатуна была видна в подборе в пару, а стрелка на поршне показывала вправо (рис. 3.99), к крышке ГРМ.
Установить стопорное кольцо поршневого пальца таким образом, чтобы его замок располагался напротив выемки в поршне.
Установить приспособления «11.2.470» на шатунные болты.
Приспособление 11.2.470
Слегка смазать маслом для двигателя поршни и поршневые кольца. Выставить поршневые кольца так, чтобы их замки располагались приблизительно через 120° , при этом они не должны располагаться над бобышками поршней.
Сжать поршневые кольца приспособлением «11.2.260» (стяжная лента), которое должна плотно прилегать по всему периметру к поверхности поршня.
Приспособление 11.2.260
Установить поршни так, чтобы «стрелка» на головке (днище) поршня показывала в сторону привода ГРМ. Нажатием пальцев руки ввести поршень в цилиндр блока, не прилагать значительных усилий, из-за опасности поломки поршневых колец.
Совместить шатунную шейку коленчатого вала и головку шатуна (рис. 3.100) и снять приспособление «11.2.470» (стрелки).
Заменить вкладыши шатунных подшипников и смазать их маслом для двигателя. Установить крышку подшипника таким образом, чтобы метки («7», см. рис. 3.98) совпали на одной стороне номера их подбора в пару.
Вставить новые, чистые шатунные болты, слегка смазанные маслом для двигателя.
Используя приспособления «00.9.120» или «11.2.110» (динамометрический ключ с угломером), затянуть оба болта в три параллельных приема на каждом болте:
- первый, затянуть моментом 5.0 Н·м (0,5 кгс·м);
- второй, затянуть моментом 20 Н·м (2,0 кгс·м);
- третий, довернуть на угол 70°.
Приспособление 00.9.120
Продолжить сборку двигателя в обратном порядке, при этом заменить болты крепление форсунок охлаждения поршней. Резьбовую часть болтов покрыть средством для их контровки.