1, 10 - выпускной коллектор с нейтрализатором; 2 - прокладка; 3 - заглушка; 4 - гайка (М10); 5, 6 - датчик регулирования; 7 - болт (М6х16); 8 - держатель; 9; 13 - датчик контроля; 11 - клемма; 12 - кронштейн; 14 - уплотнительная прокладка; 15 - гайка (М10); 16 - болт (М10x40); 17 - теплозащитный экран с прокладкой
1 - глушитель; 2 - хомут; 3 - прокладка; 4 - гайка (М10); 5 - амортизатор; 6 - болт (М8x16); 7 - скоба; 8 - щиток; 9 - болт (М8x20); 10 - пластина; 11, 17 - кронштейн; 12 - хомут; 13 - болт (М8x35); 14 - гайка (М8); 15 - втулка; 16 - болт; 18 - гайка; 19 - резинометаллический шарнир; 20 - глушитель; 21 - насадка
Каждый выпускной коллектор (от цилиндров 1—2—3 и от цилиндров 4—5—6) имеет с головкой блока цилиндров двигателя фланцевое соединение на болтах. Между головкой блока цилиндров и выпускным коллектором установлена уплотнительная прокладка с теплозащитным экраном.
Кислородные датчики установлены в каждом из выпускных коллекторов, один перед нейтрализатором — для регулировки, второй после нейтрализатора — для контроля за концентрацией кислорода в ОГ. При их монтаже необходимо учитывать различную длину кабельного соединения датчиков. Регуляционный датчик имеет кабель длиной 320 мм, контрольный — 990 мм.
Приемные трубы промежуточного глушителя и дополнительных глушителей соединены в выпускной системе фланцевыми болтовыми соединениями. Элементами крепления для системы служат хомуты, удерживающие кольца и резиновые амортизаторы, которые необходимо заменять при каждой разборки системы в целом или замене ее отдельных элементов.
КСУД двигателем имеет замкнутую систему регулирования, т.к. на конечный результат процесса горения контролируется по количеству остаточного кислорода в ОГ после нейтрализаторов. Связь между ЭБУ-КСУД и датчиками содержания кислорода в ОГ позволяет точно дозировать количество подаваемого топлива, что в свою очередь сокращает выброс в атмосферу токсичных соединений.
Датчик кислорода представляет собой электронный прибор, определяющий содержание кислорода в ОГ и передающий результат своего измерения в виде перепада напряжения на ЭБУ-КСУД. Полученное значение позволяет регулировать состав топливно-воздушной смеси на уровне стехиометрического.
С одной стороны это необходимо в виду постоянного изменения условий эксплуатации (холостой ход, ускорение, замедление, движение с постоянной скоростью), с другой стороны — оптимальное дожигание остатков топлива в нейтрализаторе требует необходимого сочетания и кислорода и топлива.
Применяемые каталитические нейтрализаторы представляют собой так называемый трех функциональный каталитический преобразователь на основе редкоземельных элементов. Благодаря их присутствию происходит окисление окислов углерода (СО) и углеводородов (НС), а также сокращается концентрация окислов азота (NOx).