Силовые агрегаты «М62» имеет V-образное расположение цилиндров под углом 90° и укомплектованы АКПП, которые установлены в двигательном отсеке вдоль центральной оси автомобиля. Головка и блок цилиндров этих двигателей выполнен из легкого сплава. Блоки цилиндров двигателя имеют сухие тонкостенные чугунные гильзы. Головка цилиндров 16-клапанная, клапаны расположены под углом 39,5°.
Система охлаждения – закрытая, жидкостная, принудительная. Система смазки комбинированная – под давлением и разбрызгиванием. Система питания – инжекторная (впрыск), с электронным управлением. Коленчатый вал вращается в коренных подшипниках скольжения. На всех двигателях применен верхнеклапанный распределительный механизм с верхним расположением распределительных валов (системы DOHC) и гидравлическими цилиндрическими толкателями, с цепным приводом от звездочки коленчатого вала двигателя.
Необходимость регулировки зазоров в клапанах в процессе технического обслуживания (ТО) отсутствует. Между собой распределительные валы связаны роликовой цепью. Двигатель имеет регулируемый привод газораспределения, который автоматически изменяет фазу (момент) открытия и закрытия впускных клапанов за счет изменения первоначального положения распределительного вала. Такая система имеет фирменное наименование – «VANOS» (Variable Nockenwellensteuerung).
При этом распределительный вал впускных клапанов, в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя, посредством регулировочного механизма, поворачивается относительно приводной звездочки таким образом, что обеспечивает оптимальный момент открытия клапанов, добиваясь тем самым оптимальности фазы газораспределения, сокращения расхода топлива и выполнения норм токсичности отработавших газов (ОГ). Изменение положения впускных распределительных валов осуществляется по сигналам с электронного блока управления (ЭБУ), за счет открытия и закрытия клапана подачи масла под давлением в регулировочном механизме системы (см. рис. 4.21).
Подачу масла под давлением в двигатель обеспечивает механический масляный насос с шестернями внутреннего зацепления. Масляный насос имеет цепной привод от звездочки коленчатого вала и расположен в масляном поддоне картера. Масло забирается из поддона картера приемником насоса и по каналам и трубопроводам подается к подшипникам коленчатого и распределительных валов, гидротолкателям, а также к рабочим поверхностям цилиндров из форсунок. Полнопоточный масляный фильтр смонтирован отдельно и соединен с двигателем шлангами.
Насос жидкостной системы охлаждения центробежного типа вмонтирован в переднюю стенку блока цилиндров двигателя. Его привод осуществляется клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. Этот же ремень используется в качестве привода и для генератора, и для насоса гидроусилителя рулевого управления. На валу насоса установлена вязкостная муфта, которая обеспечивает включение вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Система охлаждения герметична и должна быть постоянно заполнена антифризом.
Отдельные модификации этих двигателей имеют систему регулируемого резонансного наддува за счет изменения длины воздушных впускных каналов. Двигатели могут быть сняты с автомобиля только вверх, с использованием специального приспособления и подъемника (тали) грузоподъемностью более 0,5 тонн и при полностью откинутом вверх или снятом капоте автомобиля.
Общая компоновка двигателя и место расположения его заводского номера (1) показаны на рис. 4.1.
Электронной системой управления двигателем обеспечивается приготовление топливовоздушной смеси и ее воспламенение. На моделях двигателя «М62» используется модификация системы впрыска топлива и зажигания фирмы Bosch (Германия), имеющих индексацию DME («Digital Motor Electronics» (Motronic) – цифровая электронная система управления двигателем). В дальнейшем она будет именовать просто «DME» или «Motronic». Система зажигания полностью электронная с индивидуальными катушками зажигания (рис. 4.2) и управляется от единого ЭБУ из состава DME.
В качестве топлива на двигателях используется бензин с октановым числом (ROZ) 95, однако, возможность гашения детонации по отдельным цилиндрам позволяет использовать топлива с октановыми числами от ROZ 91 до ROZ 98. При этом в первом случае увеличивается расход топлива из-за потери мощности, во втором случае имеется экономия топлива и повышение мощности.
Трансмиссия с ручным или автоматическим управлением, закреплена на задней стенке (на торце) двигателя и имеет вариант исполнения привода на все колеса (4х4). Конструкционное исполнение двигателей отличается только размерами блока и его цилиндропоршневой группы.
Технические характеристики двигателей
Двигатели модели «М62» | В44 | В46 |
Начало выпуска | Сентябрь 1999 года | Март 2001 года |
Расположение цилиндров | V8/90° | |
Диаметр цилиндра, мм | 92 | 93 |
Ход поршня, мм | 82,7 | 85 |
Рабочий объем, см3 | 4398 | 4619 |
Степень сжатия | 10,0 | 10,5 |
Давление сжатия, кг/см2 | 12 – 14 | |
Номинальная мощность, | ||
– по стандарту ЕЭС, кВт | 210 | 255 |
– по стандарту DIN, л.с. | 286 | 347 |
Частота вращения, мин-1 | 5400 | 5700 |
Максимальный крутящий момент, | ||
– по стандарту ЕЭС, Нxм | 440 | 480 |
– по стандарту DIN, кгс∙м | 44,9 | 49,0 |
Частота вращения, мин-1 | 3600 | 3700 |
Максимальная частота, мин-1 | 6100 | 6500 |
Система смесеобразования | М 7.2 | |
Порядок работы цилиндров | 1–5–4–8–6–3–7–2 | |
Зазор поршень-цилиндр, мм | ||
– номинальный | 0,03 | |
– предельно допустимый | 0,10 | |
Диаметр цилиндров, мм | ||
– номинальный | 92,00 | 93,00 |
– промежуточный | 92,08 | 93,08 |
– 1-й ремонтный размер | 92,25 | 93,25 |
Допустимая овальность зеркал цилиндров, мм | 0,007 | |
Допустимая конусность зеркал цилиндров, мм | 0,008 | |
Допуск исполнения, мм | От 0,00 до +0,014 |