Примечание. Технология снятия и установки левого распределительного вала выпускных клапанов имеет отличия. Приготовить «кассу» для раскладки снимаемых деталей по номерам цилиндров.
Снятие распределительного вала выпускных клапанов
Снятие левого распределительного вала выпускных клапанов на стороне цилиндров 5–8 необходимо проводить в следующем порядке.
Снять двигатель привода левого эксцентрикового вала, катушки зажигания цилиндров 5–8, крышку левой головки блока цилиндров, вывернуть свечи зажигания цилиндров 5–8 и левые исполнительные узлы системы VANOS.
Промаркировать болты крепления планки успокоителя цепи, т.к. они различные – М8х50 и М6х70. Снять планку (15, см. рис. 5.13) верхнего успокоителя цепи.
Повернуть распределительный вал выпускных клапанов за шестигранник так, чтобы кулачок 6-го цилиндра (стрелка, рис. 5.110) встал носиком вверх.
Внимание!
- Крышки подшипников распределительных валов 1–4 и 5–8 нельзя менять местами.
- Крышки подшипников распределительного вала выпускных клапанов 5–8 цилиндров имеют маркировку «RA1–RA5», читаемую со стороны впуска.
Отвернуть гайки (стрелки, рис. 5.111) крепления и снять крышку подшипника «RА1». Зажимы маслопровода установлены на крышках 3 и 5 подшипников.
Отвернуть гайки крышек подшипников «RA2–RA5», снять их и распределительный вал выпускных клапанов.
Осмотреть распределительный вал впускных клапанов, при необходимости заменить кольца (1, см. рис. 5.106) прямоугольного сечения, т.к. они легко ломаются. Кольца (1) прямоугольного сечения защелкиваются в месте стыка.
Для снятия кольца необходимо вдавить его с одной стороны в канавку, а с другой стороны оттянуть вверх и расцепить фиксатор. Осторожно развести кольцо и снять его вперед. При необходимости заменить колесо (1, рис. 5.112) датчика положения распределительного вала, для чего вывернуть болт (2) и снять колесо (1) датчика.
Установка распределительного вала выпускных клапанов
Установку левого распределительного вала выпускных клапанов на стороне цилиндров 5–8 необходимо проводить в следующем порядке.
Очистить все постели подшипников и кулачки распределительного вала впускных клапанов и смазать их маслом для двигателя.
Распределительный вал выпускных клапанов имеет канавку, а колесо датчика его положения, выступ для их взаимной фиксации. Надеть колесо датчика частоты вращения и выставить его относительно канавки в распределительном валу. Вставить и затянуть болт (М14х1,5) моментом 30 Н·м (3,0 кгс·м).
Осторожно вставить кольца прямоугольного сечения, т.к. они легко ломаются. Осторожно развести концы кольца и установить его в канавку. Вдавить конец кольца прямоугольного сечения в канавку, а с другой стороны зацепить фиксатором. Они защелкиваются в месте стыка.
Рычаги толкателей (1, рис. 5.113) распределительного вала выпускных клапанов имеют одинаковую конструкцию с рычагами толкателей распределительного вала впускных клапанов. Классификация рычагов толкателей не влияет на функционирование распределительного вала выпускных клапанов. Рычаги толкателей (1) легко смещаются при установке распределительного вала выпускных клапанов.
Убедиться, что рычаг (1) толкателя зафиксирован, как показано на рисунке 5.113, на элементах гидравлической системы компенсации клапанного зазора и на клапанах.
Рычаги толкателей, бывших в эксплуатации, можно снова использовать только в тех же самых местах. Выровнять рычаги толкателя в прямом направлении. Смазать распределительный вал выпускных клапанов и крышки подшипников маслом для двигателей.
Вложить распределительный вал выпускных клапанов (1, рис. 5.114) в головку блока цилиндров.
Повернуть распределительный вал выпускных клапанов так, чтобы кулачок 6-го цилиндра встал носиком вверх. Проверить центрирующие втулки (2, рис. 5.115) на отсутствие повреждений и правильность установки. Концы колец (1) прямоугольного сечения, их замки, должны быть направлены вверх. Убедиться, что концы колец защелкнулись.
Крышки подшипников распределительного вала выпускных клапанов на стороне цилиндров 5–8 имеют маркировку «RA1–RA5» (рис. 5.116), читаемую со стороны впуска. Установить крышки подшипников «RA2–RA5». Зажимы маслопровода установлены на крышках 3 и 5 подшипников.
Установить гайки и завернуть их от руки до прилегания. Равномерно затянуть гайки (М7) крышек подшипников «RA2–RA5», в несколько приемов по полоборота, от середины к краям, с окончательным моментом 14 Н·м (1,4 кгс·м).
Установить крышку подшипника «RA1» так, чтобы ее маркировка читалась со стороны впуска. Установить гайки крепления крышки и затянуть их моментом 14 Н·м (1,4 кгс·м).
Заменить уплотнительную прокладку (16, рис. 5.13) между головкой блока цилиндров и планкой успокоителя цепи.
Установить планку (15, см. рис. 5.13) успокоителя цепи с новой уплотнительной прокладкой, вставить и затянуть болты (15, 16), которые отличаются между собой.
Повернуть распределительный вал выпускных клапанов против направления его вращения так, чтобы кулачок 5-го цилиндра встал наклонно вверх, как показано на рисунке 5.117 (стрелка).
Установить левые исполнительные узлы системы VANOS впуска и выпуска, ввернуть свечи зажигания цилиндров 5–8, установить крышку левой головки блока цилиндров и катушки зажигания цилиндров 5–8. Собрать двигатель.