Закрыть генератор от загрязнения. Снять теплообменник системы «AGR». Вывернуть болты крепление подъемных проушин и снять их. Вывернуть винты и снять возвратную трубку.
Используя приспособление «11.6.480» (рис. 6.73) и вращая вал двигателя по часовой стрелке, выставить поршень первого цилиндра в положение ВМТ окончания такта сжатия. Вынуть заглушку на блок-картере, расположенную ниже стартера. Используя приспособление «11.2.300», заблокировать коленчатый вал двигателя.
Проконтролировать положение кулачков привода клапанов первого цилиндра, их вершины (стрелки, рис. 6.74) должны указывать вправо, если смотреть в направлении движения.
Вывернуть резьбовую пробку (М30х1,0) и ослабить болт (1, рис. 6.75) гидравлического натяжителя цепи, чтобы сбросить давление масла.
Примечание. Перед снятием звездочки привода распределительного вала обязательно заблокировать натяжитель.
Используя ключ, установленный на шестигранник (2, рис. 6.76), медленно и осторожно поворачивать распределительный вал впускных клапанов (Е) в направлении вращения двигателя до полного сжатия гидравлического натяжителя цепи.
Вставить приспособление «11.3.340» в натяжитель (стрелка, см. рис. 6.75) цепи и заблокировать его. Винты, указанные знаком «!» не выворачивать (рис. 6.77).
Вывернуть винты (1 и 6, рис. 6.78). При выворачивании винтов (6) и (3) крепления распределительных валов, удерживать распределительные валы от проворачивания за шестигранник. Снять шестерню (7).
Вывернуть болты (3 и 8, см. рис. 6.7) и снять звездочку распределительного вала впускных клапанов. Отжать вниз планку (9) натяжителя цепи. Сдвинуть в сторону звездочку (1) с надетой на ней приводной цепью (1). Вынуть направляющую (6) цепи движением вверх. Снять планку (9) натяжителя движением вверх. Отвести в сторону приводную цепь (1) и зафиксировать ее скобой, чтобы исключить ее соскальзывание. Снять шестерню (2) привода распределительного вала впускных клапанов.
Равномерно, в несколько приемов, по пол-оборота, ослабить и вывернуть болты (1, рис. 6.79) крепления крышек подшипников распределительных валов, перемещаясь от краев к середине.
Снять распределительный вал впускных и выпускных клапанов и аккуратно отложить их на подставку в сторону.
Примечание. Рычаги толкателей, бывшие в эксплуатации, можно использовать только с привязкой к кулачкам распределительного вала.
По одному снять рычат толкателей (рис. 6.80) и проверить их ролики на легкость хода. Распределительные валы впускных клапанов имеют маркировку «Е», выпускных клапанов – «А».
Установку распределительных валов необходимо проводить в следующем порядке.
Проверить техническое состояние распределительных валов и их крышек, уложить валы. Крышки подшипников (рис. 6.81) распределительного вала впускных клапанов имеют маркировку «Е1–Е7», начиная со стороны выпуска и крышки ГРМ. Крышки подшипников распределительного вала выпускных клапанов имеют маркировку «А1–А7», начиная со стороны выпуска и крышки ГРМ. Уложить крышки подшипников.
Выставить распределительные валы впускных и выпускных клапанов таким образом, чтобы у обоих валов вершины кулачков (стрелки, см. рис. 6.74) 1-го цилиндра указывали вправо, если смотреть по направлению движения.
Внимание! Из-за опасности повреждения распределительных валов затяжку крепления крышек подшипников проводить равномерно.
Равномерно, в несколько приемов, по пол-оборота, ввернуть все болты (1, см. рис. 6.79) крепления крышек подшипников распределительных валов, перемещаясь от середины к краям. Окончательный момент затяжки болтов М8 – 20 Н·м (2,0 кгс·м).
Установить шестерню (1, рис. 6.82) и заблокировать распределительный вал впускных клапанов в положении первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия, используя приспособления «11.6.321» и «11.6.322». Вставить планку (4) натяжителя. Установить звездочку (5). Вставить направляющую (2) цепи. Заменить винты (3) и (6). Затянуть от руки новый винт (6). Ослабить его на пол-оборота.
Установить шестерню (1, рис. 6.83) и заблокировать распределительный вал выпускных клапанов в положении первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия, используя приспособления «11.6.321» и «11.6.322».
Затянуть от руки новый винт (2) и ослабить его на пол-оборота винт. Удалить приспособление «11.3.340» и затянуть винт М6 (1, см. рис. 6.75) гидравлического натяжителя. Заменить уплотнительное кольцо, вставить резьбовую пробку М30х1,0 и затянуть ее моментом 70 Н·м (7,0 кгс·м). Установить приспособление «11.6.320» (рис. 6.84) на распределительный вал выпускных клапанов.
Примечание. При затяжке болтов крепления звездочек следует удерживать распределительные валы от проворачивания за шестигранник.
Используя приспособление «00.9.120», затянуть новый болт крепления звездочки распределительного вала выпускных клапанов моментом 20 Н·м (2,0 кгс·м) и довернуть на угол 50°. Установить приспособление «11.6.320» на распределительный вал впускных клапанов.
Используя приспособление «00.9.120», затянуть новый болт крепления звездочки распределительного вала впускных клапанов моментом 20 Н·м (2,0 кгс·м) и довернуть на угол 50°. Снять приспособления «11.6.320» и «11.2.300».
Используя приспособление «11.6.480», провернуть вал двигателя на два полных оборота (720°) по направлению вращения, пока первый цилиндр не встанет в положение ВМТ окончания такта сжатия (см. рис. 6.74).
Проверить регулировку распределительных валов.
Установить приспособления «11.6.321» и «11.6.322» на распределительный вал (1, рис. 6.85) впускных клапанов. Приспособление «11.6.321» должно без зазора прилегать к головке блока цилиндров.
Установить приспособления «11.6.321» и «11.6.322» на распределительный вал выпускных клапанов. Приспособление «11.6.321» должно без зазора прилегать к головке блока цилиндров. Снять все приспособления и собрать двигатель.