В зависимости от модели устанавливаются следующие силовые агрегаты:
Модель 316i/318ti:
- 4-цилиндровый двигатель М40 с рабочим объемом 1,6 и 1,8 л. С сентября 1990 г. модифицирован в двигатель М43 (цепь привода газораспределительного механизма, система зажигания, впускная труба).
Модели 318i/318ti:
- 4-цилиндровый 4-клапанный двигатель М42 с рабочим объемом 1,8 л.
Модели 320i/325i:
- 6-цилиндровый 4-клапанный двигатель М50 с рабочим объемом 2,0 л или 2,5 л. С января 1995 г. устанавливается блок цилиндров из алюминия. Обозначение двигателя М52.
Модель 318tds:
- 4-цилиндровый турбодизельный двигатель М41 с рабочим объемом 1,8 л.
Модели 325td/325tds:
- 6-цилиндровый турбодизельный двигатель М51 с рабочим объемом 2,5 л.
В моторном блоке из серого чугуна имеются отверстия цилиндров. При значительном износе или царапинах на стенках цилиндров цилиндры могут быть отхонингованы, то есть расшлифованы в специальной мастерской. После этого должны устанавливаться только поршни повышенных размеров. В нижней части моторного блока располагается коленчатый вал, крепящийся на своих подшипниках. Шатуны, осуществляющие связь с поршнями посажены на коленчатом валу на подшипниках скольжения. Нижнюю часть двигателя завершает масляный картер, в котором собирается масло, необходимое для смазки и охлаждения двигателя. Сверху на моторном блоке болтами крепится головка цилиндров, изготовленная из сплавов легких металлов. Она алюминиевая, так как этот металл по сравнению с чугуном обладает большей теплопроводностью и меньшим удельным весом.
Головка цилиндров построена по так называемому принципу поперечного потока. Это означает, что свежеприготовленная воздушно-топливная смесь поступает в головку цилиндров с одной стороны, тогда как сгоревшие газы выталкиваются с другой стороны головки цилиндров. Конструкция с поперечным потоком гарантирует более быстрый газообмен. В верхней части головки цилиндров располагается распределительный вал. Распределительный вал приводится на двигателях М40 от коленчатого вала через зубчатый ремень. Распределительный вал управляет клапанами через коромысла, опирающиеся со стороны, противоположной клапану, на компенсаторы зазоров клапанов. 4-клапанные бензиновые двигатели имеют по два распределительных вала, один из них управляет работой впускных клапанов, а другой — выпускных. Как и на дизельных двигателях и водрасределительного вала осуществляется через роликовую цепь. Впускные и выпускные клапаны управляются гидравлическими толкателями, не требующими технического обслуживания. На всех двигателях регулировка зазоров клапанов в рамках технического обслуживания не требуется.
С сентября 1992 года 6-цилиндровые бензиновые двигатели были доработаны, при этом помимо прочего они стали оснащаться системой переменного управления распределительного вала, сокращенно называемой VANOS. При этом с помощью установочного элемента в зависимости от числа оборотов двигателя происходит поворот на определенный угол распределительного вала впускных клапанов относительно цепи, в результате чего выдерживается оптимальный момент зажигания. Установочный элемент управляется от блока управления двигателем. Другие доработки коснулись обеспечения максимально возможной ровной работы двигателя, характеристик крутящего момента, состава выхлопных газов и расхода топлива: увеличение степени сжатия в совокупности с селективным регулированием детонации, установка простых пружин клапанов с малыми пружинными усилиями, облегченных поршней с удлиненными шатунами.
Смазка двигателя обеспечивается масляным насосом, закрепленным на 6-цилиндровом бензиновом двигателе в передней части картера двигателя и приводящимся через цепную передачу. На 4-ци-тиндровом и на дизельных двигателях масляный насос находится в крышке картера газораспределительного механизма и конце коленчатого вала и связан с последним зубчатой передачей. Масло из масляного картера попадает через сверления и каналы к подшипникам коленчатого и распределительного валов, а также на рабочие поверхности цилиндров.
Водяной насос расположен в передней части моторного блока; его вал при соответствующей температуре соединяется вязкостной муфтой с вентилятором радиатора. Привод водяного насоса на 4-rлапанных двигателях и на дизельных двигателях осуществляется через клиновой ремень, который одновременно служит и приводом генератора, а на двигателе М40 через зубчатый ремень распределительного вала. Следует иметь в виду, что система охлаждения в течение всего года должна быть заполнена смесью антифриза и антикоррозионного концентрата с безизвестковой водой
Для приготовления воспламеняемой воздушно-топливной смеси служит электронное устройство зажигания и впрыскивания топлива, которое гарантирует стабильный состав выхлопных газов..
На моделях 316i,318i выпуска до августа 1993 г. з передней части головки цилиндров вместо обычного распределителя зажигания установлен так называемый распределитель высокого напряжения, который приводится непосредственно от распределительного вала. На всех других бензиновых двигателях система зажигания вообще не имеет распределителя, то есть на этих двигателях в системе зажигания отсутствуют подвижные части. На дизельных двигатель управление дозировкой топлива осуществляется также электронным способом с помощью системы DDE (Цифровая системы управления дизельным двигателем).