Рулевой механизм
Попросите помощника вращать руль от упора до упора. Проверьте плавность вращения деталей механизма поворота и убедитесь, что никакие детали механизма, включая колесо или шину, не задевают тормозных шлангов или каких-либо частей кузова.
Проверьте отсутствие повреждений резиновых защитных чехлов и надежность крепления хомутов. Если установлен усилитель руля, убедитесь в отсутствии повреждений или утечек из шлангов, труб или соединений. Проверьте, не наблюдается пи чрезмерно тугое вращение или заедание рулевого управления, не потерян ли где-нибудь шплинт или иное крепление, нет пи серьезной коррозии кузова в пределах 30 см от любой точки крепления компонентов рулевого управления.
Передняя и задняя подвески и подшипники колес
Начиная с передней правой стороны, захватите колесо в позиции 3 часа и 9 часов и энергично покачайте его в горизонтальном направлении. Проверьте наличие люфта в подшипниках колеса, шаровых соединениях и опорах подвески и рулевого управления.
Теперь захватите колесо позиции 12 часов и 8 часов и повторите предыдущую проверку. Вращайте колесо и проверьте исправность его подшипников.
Если какое-то соединение подозревается на наличие люфта, то это подозрение можно подтвердить, если нажать большой отверткой или подобным инструментом между подозрительным соединением и корпусом. При этом станет ясно, где произошел износ: во втулке соединения, болтах крепления или в опоре (болтовые отверстия часто удлиняются).
Выполните весь комплекс проверок на другом переднем колесе и затем на обоих задних колесах.
Рессоры и амортизаторы
Осмотрите стойки подвесок и убедитесь в отсутствии утечек, коррозии или повреждений корпуса. Проверьте надежность всех точек крепления.
Если установлены пружинные рессоры, проверьте положение крайних витков пружин подвесок в их опорах, а также отсутствие поломок и повреждений пружин.
Если установлены листовые рессоры, убедитесь в том. что листы не имеют повреждений, рессоры надежно закреплены на опорах моста, и что элементы крепления рессор к кузову не имеют повреждений.
Те же общие принципы проверки относятся к автомобилям, имеющим другие типы подвески, типа торсионной, гидравлической и т.д. Убедитесь, что все крепления надежны, отсутствуют признаки чрезмерного износа, коррозии или повреждений, а в подвесках гидравлического типа отсутствуют утечки и не повреждены трубки и их соединения.
Осмотрите амортизаторы и убедитесь в отсутствии серьезных утечек. Проверьте износ втулок и креплений, убедитесь в отсутствии повреждений корпусов.
Ведущие валы
Вращайте каждое заднее колесо по очереди и осмотрите защитные чехлы шарниров равных угловых скоростей. Убедитесь также, что ведущие валы не погнуть и не имеют повреждений.
Тормозная система
Если это возможно сделать без разборки, проверьте износ тормозных накладок и состояние диска. Убедитесь в отсутствии чрезмерного износа трущихся поверхностей (А) и в том. что диски не имеют трещин, сколов, питтинга и других повреждений (В).
Проверьте состояние всех металлических тормозных трубок под автомобилем и состояние гибких шлангов. Обратите внимание на наличие коррозии, потертостей или ненадежность крепления трубок, а также на вспучивание, потертость ипи следы разъедания гибких шлангов.
Посмотрите, нет ли следов утечки тормозной жидкости на суппорте и задней стенке тормоза. Восстановите или замените изношенные детали.
Медленно вращайте каждое колесо, в то время как ваш помощник нажимает и отпускает педаль тормоза. Убедитесь, что каждый тормоз затормаживает колесо и не трется, когда педаль отпущена.
Проверьте привод ручного тормоза, убедитесь в отсутствии потертостей или разрывов тросов, чрезмерной коррозии, износа и ненадежности креплений Проверьте торможение каждого колеса и убедитесь в том, что при отпускании тормоза колесо вращается свободно, без заеданий.
Эффективность тормозов не проверить без специального оборудования, но позже можно испытать тормоза на дороге, при этом надо проверить, не заносит пи автомобиль при торможении.
Топливная система и система выпуска газов
Осмотрите топливный бак (включая крышку), бензопроводы, шланги и соединения (штуцеры). Все компоненты должны быть исправными и не иметь следов утечек.
Исследуйте выхлопную систему по всей длине, убедитесь в отсутствии повреждений, сломанных или деформированных деталей, ржавчины или коррозии.
Колеса и шины
Осмотрите боковые стенки и область протектора каждой шины. Убедитесь в отсутствии разрывов, вспучивания, разрывов протектора и повреждений корда. Проверьте, правильно ли расположен ниппель шины на внутренней боковой поверхности обода колеса, убедитесь, что ниппель исправен и что диск колеса не поврежден и не деформирован.
Убедитесь в том, что шины имеют нужный размер для данного автомобиля, что на каждой оси установлены шины одного типа и размера, и что давления в шинах соответствуют норме.
Проверьте глубину рисунка протектора шины. Минимальная глубина - 1.6 мм - должна быть, по крайней мере, на 3/4 ширины протектора. Неправильный износ протектора может указывать на неправильную установку передних колес.
Коррозия кузова
Проверьте состояние кузова автомобиля и убедитесь в отсутствии признаков коррозии, особенно в областях, воспринимающих нагрузку (лонжероны и коробчатые детали шасси, пороги, поперечины, стойки и всю подвеску, рулевое управление, тормозную систему, крепления предохранительных ремней и т.д.). Любая коррозия, которая серьезно уменьшает толщину металла в нагруженной области, может явиться причиной аварии. В таких случаях необходимо отремонтировать кузов, обратившись к услугам профессионала.
Повреждение или коррозия, при которых на кузове появляются острые кромки, может служить основанием для признания автомобиля непригодным к эксплуатации.