1, 2 - компрессионное кольцо; 3 - маслосъемное кольцо; 4 - поршень; 5 - поршневой палец; в - стопорное кольцо (∅22x1,5); 7 - втулка верхней головки; 8 - шатун; 9 - центрирующая втулка; 10 - вкладыш (голубой); 11 - вкладыш (красный); 12 - крышка шатуна; 13 - шатунный болт (47 мм)
Поршень
На двигатель установлены поршни (рис. 3.12,а) фирмы «Mahle» изготовленные из алюминиевого сплава со стальными вставками.
На каждом поршне установлено два компрессионных и одно маслосъемное кольцо. Для правильной ориентации поршня при установке в цилиндр, на его днище имеется стрелка, которая должна быть обращена в сторону привода распределительного вала, а также метка, указывающая его диаметр. Диаметр поршня измеряется на расстоянии 8 мм от нижней кромки юбки поршня под углом 90° относительно оси поршневого пальца.
В22 | В25/В30 | |
Диаметр поршня, мм | ||
номинальный | 79,980 | 83.995 |
промежуточный | 79,993 | 84.009 |
1-й ремонтный размер | 80,230— 80,243 | 84,235— 84,259 |
Расчетный зазор между поршнем и цилиндром для новых деталей | от 0,01 до +0,04 | |
макс. допустимый. | 0,15 | |
Допустимая разница по весу между поршнями для одного двигателя, г. | 10,0 |
Поршневые пальцы
Поршневой палец (рис. 3.12, 5) стальной, шлифованный, плавающего типа.
От осевого перемещения он удерживается двумя стопорными кольцами в отверстиях поршня под поршневой палец. Пальцы изготавливаются двух классов, отмеченных цветными метками — черной и белой.
Диаметр поршневого пальца двигателя 22 мм, с допуском на изготовление от -0,003 до -0,006 мм.
Номинальный зазор между поршневым пальцем и поршнем — 0,001—0,005 мм. Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна:
- пальцы с «белой» меткой — 0,005—0,013 мм;
- пальцы с «черной» меткой — 0,008—0.015 мм.
Поршневые кольца
Поршневые кольца установлены в канавках головки поршня: два компрессионных (1,2) и одно — маслосъемное (3).
Кольца устанавливаются на поршень меткой «Тор» («Верх») к днищу поршня (огневому поясу). Верхнее компрессионное кольцо хромированное, со скругленными кромками, нижнее компрессионное кольцо конусное, маслосъемное кольцо с расширителем.
Зазор между новым поршневым кольцом и стенкой канавки:
- верхнее компрессионное 0,020—0,060 мм;
- нижнее компрессионное 0,020—0,060 мм;
- маслосъемным 0,020—0,060 мм;
- максимально допустимый 0,12 мм.
Зазор в ломке нового поршневого кольца:
- верхнее компрессионное 0,10—0,30 мм;
- нижнее компрессионное 0.20—0,40 мм;
- маслосъемным 0,20—0,60 мм.
Максимально допустимый зазор в замке у всех моделей двигателей для компрессионных колец 0,80 мм, маслосъемных колец 1,00 мм.
Шатуны
Шатуны (8. рис. 3.12,б) кованные, со стержнем двутаврового сечения из термообработанной стали, с тонкостенными триметаллическими вкладышами (10, 11) подшипников скольжения.
В верхнюю головку шатуна запрессована биметаллическая, свертная (закатанная) втулка (7).
По диаметру отверстия нижней головки шатуны разбиты на две размерные группы, маркированные цветными метками красного и синего цвета.
Диаметр отверстия нижней головки шатуна:
- с меткой красного цвета 48,000—48,008 мм;
- с меткой синего цвета 48.009—48.016 мм.
Нижняя головка шатуна окончательную обработку проходит со своей крышкой (12) и в дальнейшем разукомплектованию не подлежит.
Диаметр втулки верхней головки шатуна:
- наружный 24,060—24,100 мм;
- внутренний 22,011—22,005 мм;
Диаметр нижней головки шатуна, без подшипника 48,000—48,016 мм.
Предельно допустимый эксплуатационный зазор между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала для всех моделей двигателя 0,12 мм. Допустимая разница по весу между шатунами на одном двигателе, не более 4,0 г.
Допустимое скручивание шатуна для всех моделей двигателя не более 30′. Допуск не параллельности и перекоса осей отверстий на длине 100 мм, для всех моделей двигателя не более 0,04 мм. Максимальный осевой зазор шатуна на шейке коленчатого вал относительно его щеки для всех моделей двигателя не более 0,37 мм.