Приспособление 00.2.590
Приспособление 00.9.120
Снять и разобрать двигатель. Выполнить работы по подразделу «Замена коленчатого вала». Обратить внимание на ремонтную маркировку коленчатого вала (12, см. рис. 3.10).
1 - болт; 2 - прокладочная шайба; 3 - демпфер; 4 - звездочка; 5, 10 - вкладыш подшипника; 6, 9 - вкладыш упорного подшипника; 7 - зубчатое колесо; 8 - стопорный болт; 11 - шпонка; 12 - метка вала
В нижней части блока цилиндров двигателя, между постелями коренных подшипников на двух болтах установлены форсунки (8, см. рис. 3.3) для охлаждения поршней.
1 - блок цилиндров; 2 - резьбовая пробка (М14х1,5); 3 - уплотнительное кольцо; 4 - центрирующая втулка (∅13,5); 5 - щиток; 6, 30 - центрирующая втулка (∅10.5); 7, 8 - форсунка; 9 - болт (М6х16); 10 - заглушка; 11 - крышка; 12 - центрирующая втулка(∅14,5); 13 - уплотнитель; 14 - крышка сальника; 15,16 - болт (М8x32); 17 - сальник; 18 - центрирующая втулка (∅10,5); 19 - болт (М8x22); 20 - успокоитель уровня масла; 21 - болт (М6х12); 22 - кольцо круглого сечения (17x3); 23 - датчик коленчатого вала; 24 - болт (М6x16); 25 - шпилька (М8x35); 26 - шпилька (М10x40); 27 - болт (М8x22); 28 - промежуточная вставка; 29 - резьбовая пробка (М24x1,5); 30 - центрирующая втулка (∅13,5); 31 - датчик детонации; 32 - болт (М8x30); 33 - болт (М10x92); 34 - резьбовая пробка (М14x1,5); 35, 36 - шпилька крышки
Снять старые вкладыши коренных подшипников из пастелей картера блока цилиндров. Установить в блок цилиндров вкладыши (5, см. рис. 3.10) коренных подшипников с желтой меткой и канавками для подвода масла и одним удерживающим выступом. Вложить в крышки коренных подшипников вкладыши (10, см. рис. 3.10) без канавки для подвода масла и двумя удерживающими выступами.
Центрирующий (упорный) подшипник коленчатого вала установлен на опоре №6. Вкладыш (6, см. рис. 3.10) с упорным буртиком (выступом) и отверстием установить в блок цилиндров.
Примечание. Цветовая маркировка вкладышей в крышках коренных подшипников должна соответствовать маркировки коленчатого вала.
Уложить коленчатый вал в постели картера блока цилиндров. Вкладыши подшипников имеют желтую, зеленую и белую маркировку (стрелка, рис. 3.89).
1 - вкладыш простой; 2 - центрирующий вкладыш
При установке вкладыша обратить внимание на ремонтный размер шейки коренного подшипника.
Крышки подшипников 1-5 имеют маркировку на стороне выпуска (стрелка, рис. 3.90).
Крышки подшипников 6 и 7 не имеют маркировки. Крышка подшипника 6 является упорным подшипником.
Проверить радиальный зазор коренных подшипников , для этого уложить чистый, сухой коленчатый вал и зафиксировать его. Маркировка коленчатого вала и вкладышей коренного подшипника должны совпадать. Установить приспособление «00.2.590» (Plastigage Тур PG1) — пластиковая калибровочная проволока (темная стрелка, см. рис. 3.92).
Установить крышки коренных подшипников таким образом, чтобы направляющие шлицы вкладышей подшипников находились на одной стороне (стрелки, рис. 3.91).
Выровнять крышки подшипников с постелью по боковой плоскости. Продуть глухие отверстия сжатым воздухом, наличие влаги и загрязнения не допустимо. Затянуть все болты крепления крышек коренных подшипников в два приема:
- первый, моментом 20 Н·м (2.0 кгс·м);
- второй, довернуть на угол 70°.
При затяжке крышек в процессе проверки зазора, использовать снятые ранее болты. Величину угла поворота болта определять с использованием приспособления «00.9.120».
Приспособление 00.9.120
Снять крышки коренных подшипников и измерить величину радиального зазора в коренных подшипниках непосредственно на шейки вала (стрелка, рис. 3.92), по ширине сплющенной калиброванной проволоки.
При этом использовать измерительную шкалу упаковки калибровочной проволоки. Величина радиального зазора подшипников коленчатого вала должна находиться в пределах 0,020—0,058 мм.
При необходимости, для корректировки зазора в подшипнике, следует использовать новые вкладыши, с другой цветовой маркировкой. Используя спирт, удалить калибровочную проволоку с шейки коленчатого вала.
Смазать шейки коленчатого вала и вкладыши коренных подшипников маслом для двигателя. Установить крышки коренных подшипников таким образом, чтобы направляющие шлицы вкладышей находились с одной стороны (см. рис. 3.91).
Выровнять крышки подшипников с постелью по боковой поверхности. Продуть глухие отверстия сжатым воздухом, наличие влаги и загрязнения не допустимо. Установить промежуточные вставки и наживить болты (27, см. рис.3.3) их крепления.
Смазать маслом для двигателя новые болты крепления крышек коренных подшипников, заводское покрытие болтов не смывать. Установить и наживить от руки болты крепления крышек коренных подшипников. Затянуть болты крепления промежуточных вставок из листовой стали.Установить новые (смазанные) болты крепления крышек коренных подшипников и затянуть их моментом 20 Н·м (2.0 кгс·м). Ослабить крепления крышки упорного коренного подшипника №6. Постучать сзади и спереди по торцу коленчатого вала киянкой или пластиковым молотком, чтобы отцентрировать упорный подшипник. Затянуть болты крепления крышки упорного коренного подшипника (№6) моментом 20 Н·м (2,0 кгс·м). Довернуть все болты крепления крышек коренных подшипников на угол 70° , с помощью приспособления «00.9.120».
Проверить величину осевого зазора коленчатого вала (см. рис. 3.87), которая должна быть в пределах 0,080—0,163 мм.
В случае превышения допустимого осевого зазора проверить и, при необходимости, заменить — вкладыш упорного подшипника, коленчатый вал и блок-картер двигателя.