Предостережение. Электрическая система автомобиля BMW 3 серии очень сложна. Большинство блоков управления объединены в систему "общая шина", из которой они получают сигналы от различных датчиков и могут обмениваться информацией друг с другом. Например, при включении определенной передачи в автоматической коробке передач этот сигнал передается через "общую шину" в блок управления двигателем. Несмотря на то. что передача переключена блоком управления коробкой передач, блок управления двигателем изменяет угол опережения зажигания, уменьшая выходную мощность двигателя для обеспечения плавности изменении скорости автомобиля во время переключения передачи Поскольку блоки управления объединены "общей шиной", эти блоки нельзя проверить мультиметром обычным способом. Для облегчения поиска неисправностей в цепях блоки управления имеют встроенную функцию самодиагностики. В блоках управления запоминаются коды неисправностей, которые помогают определить место неисправности. Для считывания этих ходов требуется специальное оборудование (считыватель кодов неисправностей или сканнер).
Основные сведения
1. Типичная электрическая цепь состоит из электрических компонентов — выключателей. реле, двигателей, плавких предохранителей, плавких вставок или прерывателей цепи, связанных электропроводкой и разъемами между собой, а также с аккумулятором и шасси. Для облегчения поиска неисправностей в электрических цепях, в конце этого руководства приведены схемы электропроводки.
2. Перед началом поиска неисправностей в электрической цели изучите соответствующую схему электропроводки и получите полное представление о компонентах, входящих в данную цепь. Поиск возможных источников неисправности облегчается, если убедиться в том, что другие компоненты, входящие в данную цепь, исправны. Если одновременно выходят из строя несколько компонентов или цепей, то неисправность может быть связана с их общим плавким предохранителем или заземляющей связью.
3. Неисправности в электрических цепях обычно возникают по простым причинам, таким как: ослабление или коррозия контактов соединений, ненадежное заземление, выход из строя плавкого предохранителя или плавкой вставки или же неисправность репе (подробное описание проверки реле см. в параграфе 3). Перед тем как начать проверку деталей схемы, осмотрите состояние всех плавких предохранителей, проводов и разъемов в неисправной цепи. Пользуйтесь схемами электропроводки, чтобы определить, контакты каких соединений нужно проверять для выявления местоположения неисправности.
4. Перечень основных инструментов для поиска неисправностей в электрических цепях достаточно прост и содержит: тестер или вольтметр (для некоторых испытаний может также использоваться 12-вольтовая контрольная лампочка с проводами): индикатор с питанием от батарейки (называемый также индикатором обрыва); омметр (для измерения сопротивления); аккумулятор с набором проводов для контроля; провод-перемычка, предпочтительно с плавким предохранителем, который может использоваться, чтобы обойти проверяемые провода или подозрительные электрические компоненты. Перед началом выявления неисправности с помощью приборов определите точки для их подключения по электрической схеме.
5. Для поиска источника нерегулярно проявляющейся неисправности в электропроводке (обычно возникающей из-за плохого соединения, или поврежденной изоляции), можно просто пошевелить провода. Если при этом контакт в цепи то появляется, то исчезает, значит источник неисправности находится в этом месте электропроводки. Такой метод проверки можно использовать наряду с любыми другими, описанными в следующих подпараграфах.
6. Кроме плохих контактов существуют еще два основных типа неисправности: разрыв цепи и короткое замыкание цепи.
7. При разрыве цели в каком-либо ее месте прекращается питание компонента током, а следовательно, и его работа, хотя разрыв цепи не приводит к выходу из строя предохранителя.
8. Короткое замыкание цепи обычно вызываются нарушением изоляции электропроводки. когда происходит взаимное касание проводов или провода с корпусом. Короткое замыкание обычно выводит из строя плавкий предохранитель соответствующей цепи.
Обнаружение разрывов цепи
9. Чтобы обнаружить разрыв в цепи, подсоедините один из проводов контрольного прибора к отрицательной клемме аккумулятора или к надежному заземлению.
10. Другой провод контрольного прибора подсоедините к разъему в проверяемой цепи, предпочтительно самому близкому к аккумулятору или к плавкому предохранителю.
11. Включите цепь. Учтите, что некоторые цепи замкнуты только, когда выключатель зажигания находится в определенном положении.
12. Наличие напряжения (о чем свидетельствует свет контрольной лампочки или показание вольтметра), означает, что участок цепи между соответствующим разъемом и аккумулятором исправен.
13. Продолжайте проверку остальных участков цепи тем же способом, постепенно удаляясь от аккумулятора.
14. Если точка, в который напряжение отсутствует, найдена, значит неисправен участок между этой точкой и предыдущей проверенной точкой. Проверьте его более детально для обнаружения неисправности. Большинство неисправностей возникает по причине коррозии, поломки или ослабления контактов.
Обнаружение короткого замыкания цепи
15. Перед проверкой цепи на короткое замыкание отсоедините от цепи нагрузку (нагрузка — компоненты, которые потребляют мощность, типа лампочек, двигателей, нагревательных элементов, и т.д).
16. Извлеките соответствующий плавкий предохранитель цепи и подсоедините провода тестера или вольтметра к его контактам.
17. Включите цепь, учитывая, что некоторые цепи замыкаются, когда выключатель зажигания находится в определенном положении.
18. Наличие напряжения (о чем свидетельствует свет контрольной лампочки или показание вольтметра) подтверждает короткое замыкание.
19. Если в процессе этого испытания напряжение отсутствует, но плавкий предохранитель при подключении нагрузки перегорает, это указывает на внутреннюю неисправность в нагрузке.
Обнаружение неисправности заземления
20. Отрицательная клемма аккумулятора связана с "заземлением" — блоком двигатель-трансмиссия-кузов. К большинству потребите лей электроэнергии подходит только положительный провод, а отрицательным проводником является металл кузова (рис. 2.20). Это означает, что масса кузова является частью цепи. В связи с этим, плохо затянутые соединения могут приводить к частичному или полному разрыву цепи. А это может вызывать тусклое свечение приборов освещения (особенно, если включена другая цепь, использующая ту же точку заземления), замедление вращения двигателей (таких, как двигатель стеклоочистителя или двигатель вентилятора системы охлаждения) и влияние одной цепи на работу другой. Обратите внимание: на многих транспортных средствах используются гибкие заземляющие шины для соединения с кузовом агрегатов. которые не имеют с ним непосредственного металлического контакта, таких как. например, блок двигатель-трансмиссия, установленный на резиновых подушках.

21. Для того, чтобы проверить надежность заземления компонента, отсоедините аккумулятор и подключите один провод омметра к точке с надежным заземлением. Второй провод омметра присоедините к проверяемой точке компонента. Омметр должен регистрировать нулевое сопротивление; в противном случае проверьте соединение компонента с массой следующим образом.
22. Если у Вас есть подозрение, что нарушено соединение с массой, разберите это соединение, зачистите как место контакта на кузове, так и наконечник провода (или установочную поверхность корпуса узла) до металла. Удалите все следы грязи и коррозии. ножом соскоблите краску так, чтобы обеспечить чистоту соединения металл-металл. Соберите соединение и тщательно затяните крепеж. Если на концах проводов имеются наконечники, то для обеспечения надежного соединения установите зазубренные шайбы между наконечником и корпусом. С целью предотвращения коррозии соединения после его восстановления смажьте его снаружи техническим вазелином или силиконовой смазкой (или же периодически наносите на него распылением специальные влагозащитные средства).
Эта статья доступна на английском, болгарском, белорусском, украинском, сербском, хорватском, румынском, польском, словацком, венгерском