2. На всех моделях установлен каталитический нейтрализатор. Датчик кислорода перед нейтрализатором включен в обратную связь системы управления двигателем. Кроме того, имеется система улавливания паров топлива, работающая под управлением БЭУ. Система управления двигателем обеспечивает выполнение самых современных требований по составу выхлопных газов. Работа той части системы, которая управляет зажиганием, описана в главе 5Б. Ниже дано описание работы части системы, которая управляет впрыском топлива.
3. Топливный насос, погруженный в топливный бак, подает топливо в фильтр и далее — в топливную рампу. Давление топлива поддерживается на заданном уровне регулятором, расположенным в топливной рампе (двигатели M43TU и M52TU) или встроенным в топливный фильтр (двигатели N42 и М54). При увеличении давления в топливной системе сверх оптимального значения, избыток топлива возвращается назад в бак.
4. Система управления двигателем кроме БЭУ включает в свой состав следующие датчики.
- а) Датчик расхода воздуха с нагретой пленкой даст БЭУ сведение о количестве и температуре воздуха, подаваемого в двигатель.
- б) Датчик положения дроссельной заслонки (двигатель M43TU) сообщает БЭУ о положении дроссельной заслонки и о скорости ее закрытия или открытия.
- в) Датчик(и) температуры охлаждающей жидкости сообщает БЭУ температуру двигателя.
- г) Датчик положения коленчатого вала сообщает БЭУ скорость и положение коленчатого вала в любой момент времени.
- д) Датчик(и) положения распределительного вала(ов) дают БЭУ информацию о текущем положении распределительных валов.
- е) Датчик(и) кислорода информирует БЭУ о содержании кислорода в выхлопных газах (подробнее об этом будет сказано в главе 4Б).
- ж) Датчик скорости информирует БЭУ о скорости автомобиля на дороге.
- з) Датчик температуры воздуха на входе информирует БЭУ о температуре воздуха, поступающего в двигатель (двигатели M52TU и М54).
- и) Датчик температуры масла сообщает БЭУ температуру масла в двигателе.
5. Сигналы всех перечисленных датчиков анализируются БЭУ. который на основании этой информации вычисляет подачу топлива, соответствующую текущим условиям работы двигателя. БЭУ управляет подачей топлива, меняя ширину импульса, подаваемого на открытие форсунок. БЭУ постоянно регулирует состав смеси, обедняя или обогащая ее, и таким образом поддерживает состав смеси, оптимальный для текущего режима работы двигателя — пуск, прогрев, холостой ход, разгон, постоянная скорость и т.д.
6. Когда дроссельная заслонка полностью закрыта. БЭУ переходит на управление холостым ходом с помощью воздушного клапана, регулирующего подачу воздуха по каналу в обход дроссельной заслонки.
7. БЭУ управляет системами выпуска отработавших газов и управления парами топлива. Эти системы описаны в главе 4Б.
8. На всех двигателях установлен впускной коллектор с регулируемой длиной тракта (система DISA). Длина тракта регулируется дроссельной заслонкой во впускном коллекторе в зависимости от скорости и загрузки двигателя. Благодаря такой системе повышается крутящий момент на низких и средних оборотах двигателя. Заслонка приводится в действие вакуумным исполнительным механизмом, расположенным под коллектором.
9. Если с какого-либо датчика в БЭУ приходит ненормальный сигнал, БЭУ переходит в режим ограниченной управляемости. Он начинает игнорировать неправильный сигнал, и заменяет его наперед заданным значением, что позволяет двигателю продолжать работу, хотя и с меньшей эффективностью. При переходе в этот режим в память БЭУ заносится код неисправности.
10. Если подозревается неисправность в системе управления, автомобиль надо как можно скорее показать дилеру или специалистам СТО. Пользуясь считывателем кодов неисправностей, они проверят систему. Считыватель кодов просто подключается к диагностическому разъему системы управления. 16-штырьковый разъем бортовой диагностики расположен под лицевой панелью, тогда как системный разъем может быть расположен либо 8 правом углу моторного отделения, либо под лицевой панелью (см. рис. 10.2,а, б).