Верхняя секция впускного коллектора
Двигатель M43TU
Примечание. Для установки потребуется новая прокладка под коллектор и новые уплотнительные кольца клапана управления давлением.
1. Выключите зажигание.
2. Для улучшения доступа снимите входной воздуховод системы вентиляции и отопления салона в задней части моторного отделения следующим образом.
- а) Снимите крышку салонного фильтра, повернув на 90° против часовой стрелки ее фиксаторы. Вытащите фильтр из корпуса.
- б) Отстегните фиксаторы и извлеките из короба провода (см. рис. 12.21).
- в) Выверните четыре винта и вытащите вперед корпус салонного фильтра (см. рис. 12.22).
3. Отсоедините трос акселератора от корпуса дроссельной заслонки, как указано в параграфе 5. Таким же образом отсоедините трос "круиз-контроля" (если есть).
4. Отпустите хомуты и снимите входной воздуховод вместе с датчиком расхода воздуха. Отсоедините от расходомера вилку электрического разъема и вакуумный шланг — от воздуховода.
5. Выверните два болта крепления кронштейна на передней стороне коллектора и болт позади коллектора (рис. 13.5,а,б). На переднем кронштейне освободите от креплений жгут проводов.
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2361.jpg)
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2362.jpg)
6. Отсоедините с передней стороны коллектора вакуумный шланг (рис. 13.6).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2363.jpg)
7. Разъедините электрические разъемы датчика положения дроссельной заслонки и клапана холостого хода.
8. Ослабьте хомут и отсоедините от коллектора вакуумный шланг усилителя тормозов.
9. Отверните гайки/болты и снимите верхнюю секцию коллектора (рис. 13.9).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2364.jpg)
10. Установка выполняется в последовательности. обратной снятию с учетом следующих замечаний.
- а) Замените уплотнения верхней секции коллектора.
- б) Проложите шланги и провода так же. как до разборки.
- в) Подсоедините и отрегулируйте трос акселератора как указано в параграфе 5.
Нижняя секция впускного коллектора
Двигатель M43TU
11. Сбросьте давление в топливной системе (см. параграф В).
12. Снимите верхнюю секцию коллектора, как было указано выше.
13. Слейте охлаждающую жидкость.
14. Снимите форсунки, как указано в параграфе 12.
15. Выверните болт крепления кронштейна трубки масляного щупа к коллектору.
16. Освободите от нижней секции коллектора жгут проводов двигателя.
17. Выверните болты крепления опорного кронштейна коллектора (рис. 13.17).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2365.jpg)
18. Отсоедините от коллектора и от датчиков оставшиеся провода и шланги. Пометьте их для правильной установки.
19. Отсоедините шланг системы охлаждения от фланца коллектора (рис. 13.19).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2366.jpg)
20. Отверните гайки крепления нижней секции коллектора к головке цилиндров и снимите коллектор (рис. 13.20).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2367.jpg)
21. Установка выполняется в обратной последовательности с учетом следующих замечаний.
- а) При установке нижней секции коллектора замените уплотнения.
- б) При установке верхней секции коллектора замените уплотнения (рис. 13.21).
- в) Проложите провода и шланги так же, как они были проложены до разборки. Подключите разъемы в соответствии с метками. сделанными при разборке.
- г) Установите форсунки (см. параграф 12).
- д) Установите верхнюю секцию коллектора, как указано выше в этом параграфе.
- е) В завершение заполните топливную систему (вставьте предохранитель топливного насоса и включите зажигание). Перед пуском двигателя проверьте, нет пи протечек.
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2368.jpg)
Впускной коннектор
Двигатель N42
Примечание. Доступ к нижней стороне коллектора ограничен.
22. Выключите зажигание. Снимите воздухоочиститель. как указано в параграфе 12.
23. Снимите топливную рампу и форсунки (см. параграф 12).
24. В левом углу моторного отделения поверните на 90° фиксаторы и снимите разделительную панель. Вытащите из панели шланг и и провода вместе с уплотнительными втулками (см. рис. 12.23).
25. Разъедините электрические разъемы на корпусе дроссельной заслонки и на коллекторе. Освободите от креплений на коллекторе все провода и кабели. Отсоедините шину от направляющей трубки масляного щупа.
26. На нижней стороне коллектора ослабьте хомут и отсоедините от коллектора шланг вентиляции топливного бака.
27. Под коллектором выверните болт крепления трубки масляного щупа. затем выверните два винта крепления опорного кронштейна к коллектору (рис 13.27). К винтам легче добраться снизу кроме моделей с кондиционером, где доступ к переднему винту возможен сверху.
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2369.jpg)
28. Под стартером выверните болт крепления кронштейна трубок системы охлаждения к картеру двигателя. Это позволит сдвинуть трубки назад, облегчая демонтаж коллектора.
29. Отсоедините шланг вентиляции с верхней стороны коллектора (рис. 13.29).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2370.jpg)
30. Отверните две гайки крепления маслоотделителя к нижней стороне коллектора (рис. 13.30).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2371.jpg)
31. Выверните пять болтов крепления коллектора и снимите коллектор с головки цилиндров (рис. 13.31).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2372.jpg)
32. Проверьте состояние уплотнений коллектора и, при необходимости, замените их новыми.
33. Установка коллектора выполняется в обратной последовательности с учетом следующих замечаний.
- а) Правильно расположите маслоотделитель направляющими к коллектору.
- б) Надежно затените болты крепления коллектора.
Двигатели M52TU и М54
34. Для расширения рабочего пространства снимите с задней стороны моторного отделения входной воздуховод системы отопления и вентиляции салона следующим образом.
- а) Поверните на 90° против часовой с трепки три фиксатора крышки салонного фильтра и снимите крышку. Вытащите фильтр.
- б) Отстегните четыре фиксатора короба для прокладки проводов и извлеките проводку из короба (см. рис. 12.31).
- в) Выверните четыре винта крепления корпуса салонного фильтра и вытащите корпус.
- г) Стяните вверх уплотнитель в левом углу моторного отделения, поверните против часовой стрелки два фикса тора и сдвиньте немного вперед разделительную панель (см. рис. 12.23).
- д) Выверните два винта и вытащите воздуховод вверх (см. рис. 12.24).
35. Снимите корпус дроссельной заслонки (параграф 11) и топливную рампу с форсунками (параграф 12).
36. Откройте терминал для пуска двигателя от постороннего источника на правой стороне моторного отделения и отсоедините шину, идущую к стартеру (рис. 13.36).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2373.jpg)
37. Слева на передней стороне головки цилиндров разъедините электрический разъем электромагнита регулятора фаз газораспределения VANOS.
38 Отсоедините от крышки головки цилиндров шланг вентиляции картера.
39. Нажмите внутрь фиксатор и отсоедините шланг от клапана вентиляции топливного бака (рис. 13.39)
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2374.jpg)
40. Освободите провода от креплений к коллектору и опорному кронштейну.
41. Отсоедините шланг вакуумного усилителя тормозов. Для этого перережьте хомут и вытащите из шланга пластмассовую трубку.
42. Отверните девять гаек крепления коллектора к головке цилиндров, а также гайку опорного кронштейна под коллектором (рис. 13.42, а, б) Снимите коллектор с двигателя. На двигателе М54 отсоедините вакуумный шланг регулятора давления топлива. Снимите уплотнения.
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2375.jpg)
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2376.jpg)
43. Проверьте состояние уплотнений и, при необходимости, замените новыми.
44. Установка коллектора выполняется в последовательности, обратной снятию.
Выпускной коллектор
Двигатель M43TU
Примечание. Для установки нужны новые гайки крепления коллектора и новая прокладка.
45. Для улучшения доступа поднимите передок автомобиля и установите его на надежные опоры. Снимите из-под двигателя защиту картера.
46. Из-под автомобиля отверните гайки крепления приемной трубы выхлопной системы к выпускному коллектору (рис. 13.46).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2377.jpg)
47. Выверните болты, соединяющие две половинки опоры выхлопной системы на кронштейне коробки передач (см. рис 14.4).
48. Отпустите болт крепления половинок опоры к кронштейну, затем снимите приемную трубу со шпилек выпускного коллектора. Снимите прокладку.
49. В моторном отделении отверните гайки крепления коллектора. Отверните гайки крепления к коллектору трубки системы впрыска вторичного воздуха (если есть) и снимите трубку.
50. Снимите коллектор со шпилек и удалите из моторного отделения. Снимите прокладку коллектора.
51. Возможно, что при отворачивании гаек коллектора вывернутся некоторые шпильки Эти шпильки надо ввернуть на место в головку цилиндров до установки коллектора. Для этого наверните на шпильку две гайки, стяните их вместе, и вворачивайте шпильку за верхнюю гайку.
52. Установка коллектора выполняется в обратной последовательности. При установке замените прокладку и гайки.
Двигатель N42
53. Поднимите передок автомобиля и установите его на надежные опоры. Снимите из-под двигателя защиту картера.
54. Выверните восемь болтов и снимите передний усилитель между нижними рычагами подвески. При установке болты крепления усилителя надо будет заменить.
55. Проследите проводку датчика(ов) кислорода и разъедините его (их)электрический разъем. Если датчиков два, то пометьте разъемы, чтобы не перепутать их при установке.
56. Отверните болты и гайки и отсоедините приемную трубу от коллектора.
57. Выверните гайки крепления выпускного коллектора с экраном и снимите их с го ловки цилиндров (рис. 13.57). Прокладку можно выбросить. Возможно, что при отворачивании гаек коллектора вывернутся некоторые шпильки. Эти шпильки надо ввернуть на место в головку цилиндров до установки коллектора. Для этого наверните на шпильку две гайки стяните их вместе, и вворачивайте шпильку за верхнюю гайку.
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2378.jpg)
58. Установка коллектора выполняется в обратной последовательности При установке замените прокладку и гайки.
Двигатели M52TU и М54
59. Для расширения рабочего пространства снимите с задней стороны моторного отделения входной воздуховод системы отопления и вентиляции салона следующим образом.
- а) Поверните на 90° против часовой стрелки три фикса тора крышки салонного фильтра и снимите крышку. Вытащите фильтр.
- б) Отстегните четыре фиксатора короба для прокладки проводов и извлеките проводку из короба (см. рис. 12.21).
- в) Выверните четыре винта крепления корпуса салонного фильтра и вытащите корпус.
- г) Стяните вверх уплотнитель в левом углу моторного отделения, поверните против часовой стрелки два фикса тора и сдвиньте немного вперед разделительную панель (см. рис. 12.23).
- д) Выверните два винта и вытащите воздуховод вверх (см. рис. 12.24).
60. Поднимите передок автомобиля и установите его на надежные опоры. Снимите из-под двигателя защиту картера.
61. Выверните восемь болтов и снимите передний усилитель между нижними рычагами подвески. При установке болты крепления усилителя надо будет заменить.
62. Зацепите стропы подъемного устройства за такелажную проушину двигателя и подтяните двигатель вверх, чтобы снять вес с его опор.
63. Из-под автомобиля снимите правую опору двигателя с поддерживающим рычагом.
64. Снимите пластмассовую крышку над форсунками. Для этого удалите две заглушки и выверните находящиеся под ними винты.
65. Проследите проводку датчика(ов) кислорода и разъедините его (их) электрический разъем. Если датчиков два. то пометьте разъемы, чтобы не перепутать их при установке.
66. Отверните болты и гайки и отсоедините приемную трубу от коллектора.
67. Приподнимите двигатель примерно на 5 мм.
68. Отверните гайки крепления переднего коллектора и снимите его с двигателя (рис. 13.68). Будьте внимательны — не повредите кислородный датчик коллектора.
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/2379.jpg)
69. Таким же образом снимите задний коллектор. Снова будьте внимательны — не повредите кислородный датчик
70. Установка коллекторов выполняется в обратной последовательности с учетом следующих замечаний.
- а) Смажьте шпильки коллектора графитовой смазкой (или иным составом, предотвращающим прихватывание резьбового соединения)
- б) Замените прок падки под коллектор и под приемную трубу.
- в) Затяните гайки коннектора требуемым моментом.