6-цилиндровые двигатели М20 (320i, 325е), М21 (324d/td)
В рамках регламента технического обслуживания зубчатый ремень подлежит замене через каждые 4 года. Если зубчатый ремень снимается, его необходимо заменять независимо от срока службы.
Снятие
Установить цилиндр «1» в положение верхней мертвой точки, см. раздел «Снятие и установка распределителя зажигания».
Внимание: На дизельных двигателях положение мертвой точки цилиндра «1» обозначено меткой на шкиве. В этом положении заблокировать коленчатый вал стержнем (см. раздел «Регулировка момента начало подачи топливного насоса высокого давления на дизельном двигателе»).
Отвернуть переднюю подъемную проушину двигателя.
Снять клиновой ремень генератора и отклонить натяжную скобу к генератору (см. раздел «Снятие и устаовка клинового ремня генератора. Замена клинового ремня»).
Бензиновые двигатели: отвернуть насос гидроусилителя рулевого управления, а также если установлен, компрессор кондиционера и отложить их в сторону, не отключая соединений.
Снять радиатор (см. раздел «Снятие и установка радиатора»).
Отвернуть ременной шкив и гаситель колебаний со ступицы.
Снять ступицу гасителя колебаний, для чего отвернуть центральный болт «Н» ключом 27 мм. Одновременно удерживать ступицу от проворачивания специальным приспособлением BMW 112150 «G».
Внимание: Для отворачивания болта необходимо преодолеть высокий момент затяжки (400 нм).
Снять шайбу с приливом «К» и снова завернуть болт примерно на 3 оборота.
Стянуть ступицу с коленчатого вала соответствующим съемником. уперев ось съемника в головку болта. После этого вы вернуть болт и снять ступицу.
Бензиновые двигатели: освободить провод датчика верхней мертвой точки из крепления на кожухе зубчатого ремня. Вытащить датчик верхней мертвой точки.
Дизельные двигатели: отвернуть крышку головки цилиндров.
Отвернуть защитный кожух зубчатого ремня и вытащить его наверх.
Ослабить крепление болтов «Е» и «F» и прижать отверткой «S» натяжной ролик «R» внутрь.
Затянуть болт «Е».
Снять зубчатый ремень.
Внимание: При снятом зубчатом ремне по возможности не проворачивать двигатель, тон как могут произойти серьезные повреждения поршней и клапанов-
Установка, бензиновые двигатели
Внимание: При наложении зубчатого ремня не должно изменяться положение ни распределительного, ни промежуточного, ни коленчатого валов. В противном случае могут произойти серьезные повреждения двигателя или двигатель не будет развивать полной мощности.
После натяжения зубчатого ремня еще роз проверить установку распределительного и коленчатого валов.
1 Коленчатый вал
2 Промежуточный вал (на дизельных двигателях: топливный насос высокого давления)
3 Распределительный вал
4 Натяжной ролик
Наложить новый зубчатый ремень, начиная с зубчатого шкива «1» коленчатого вала. Затем накладывать зубчатый ремень «2» на шкивы в порядке номеров на рисунке.
Натяжение
Вывернуть все свечи зажигания.
Внимание: При вывернутых свечах зажигания двигатель можно проворачивать только за переходник на зубчатом шкиве распределительного вала.
Ослабить болты «Е» и «F» и проворачивать двигатель за переходник зубчатого шкива распределительно вала «N» в направлении, противоположном направления вращению двигателя. При этом зубчатый ремень натягивается натяжной пружиной. В заключение затянуть болты «Е» и «F» моментом 22 нм.
Внимание: Если при проворачивании зубчатого шкива распределительного вала ослабевает крепление болта, затянуть болт крепления моментом 70 нм.
Провернуть двигатель на 1 оборот в направлении вращения двигателя до совпадения метки зубчатого шкива распределительно вала «N» с меткой на головке цилиндров (стрелки). При этом также должна совпасть метка на фланце коленчатого вала «К» с выступом на крышке.
В противном случае еще раз снять зубчатый ремень, выставить шкивы по маркировкам и заново наложить и натянуть зубчатый ремень.
Установка, дизельный двигатель
Зафиксировать распределительный вал с помощью приспособления BMW в положении верхней мертвой точки 1-го цилиндра, для чего на валу около кулачка этого цилиндра имеется площадка. При необходимости изготовить приспособление самостоятельно. При новом зубчатом ремне или при пробеге автомобиля менее 15000 км следует подложить со стороны выпускных клапанов головки цилиндров прокладку толщиной 2,5 мм.
Отвернуть болт зубчатого шкива распределительного вала. Зубчатый шкив распределительного вала должен иметь возможность проворачиваться относительно распределительного вала.
Вставить в консоль через отверстие в зубчатом шкиве топливного насоса высокого давления стержень BMW или самодельный соответствующий стержень. Стержень фиксирует зубчатый шкив топливного насоса высокого давления в положении верхней мертвой точки 1-го цилиндра.
Наложить зубчатый ремень при холодном двигателе (комнатная температура, 15-35°С), начиная с зубчатого шкива «1»коленчатого вала. Далее накладывать зубчатый ремень «Z» в соответствии с нумерацией на рисунке W-1041.
Поворачивать натяжной ролик за болт «F» (рис. W-1042) вправо динамометрическим ключом. Момент натяжения ремня с пробегом до 15000 км: 45 нм, свыше 15000 км: 35 нм.
В этом положении затянуть натяжной ролик.
Затянуть болт крепления зубчатого шкива распределительного вала моментом 70 нм.
Внимание: Снять фиксирующие стержни зубчатых шкивов топливного насоса высокого давления и коленчатого вала. Снять фиксатор распределительного вала.
Закрепить крышку головки цилиндров, равномерно затягивая болты. Поврежденную прокладку заменить.
Снять защитный кожух, вставить датчик верхней мертвой точки и закрепить провод датчика верхней мертвой точки на кронштейне.
Поставить ступицу гасителя колебаний. Поставить болт с приливной шайбой и затянуть его моментом 410 нм.
Привернуть шкив гасителя колебаний.
Установить радиатор (см. раздел «Снятие и установка радиатора»).
Привернуть насос гидроусилителя рулевого управления и. если снимался, компрессор кондиционера. Натянуть клиновой ремень (см. раздел «Замена и натяжение клинового ремня насоса гидроусилителя рулевого управления»).
Вставить защитный кожух зубчатого ремня.
Установить и натянуть клиновой ремень генератора (см. раздел «Снятие и установка клинового ремня генератора. Замена клинового ремня»).
Привернуть переднюю подъемную проушину и скобу двигателя.
Дизельные двигатели: отрегулировать момент начала подачи топлива (см. раздел «Регулировка момента начала подачи топливного насоса высокого давления на дизельном двигателе»).