Внимание: На моделях 316i, 318i выпускные клапаны для улучшения теплоотвода заполнены натрием. Их нельзя переплавлять и использовать в качестве инструмента (например, как выколотки). Взрывоопасно! Кроме того, эти клапаны не должны просто выбрасываться. Для их утилизации распилить клапан ножовкой в середине стержня клапана на 2 части. При этом не допускать контакта клапана с водой. После этого бросить распиленные части клапана в ведро с водой и отойти в сторону.
Внимание: При контакте натрия с водой возникает быстрая химическая реакция, в процессе которой натрий сгорает.
Снятие
Внимание: При повторной установке детали привода клапанов следует устанавливать на прежние места. Для этого при снятии детали следует складывать в порядке установки.
Снять коромысла (см. раздел «Снятие и установка коромысел»)
Сжать пружины клапанов приспособлением BMW 111040 и вытащить сухари клапанов -С-.
Внимание: Для сжатия пружин можно использовать и обычное приспособление для прижатия клапанов. В зависимости от используемого инструмента, возможно, возникнет необходимость снятия впускного или выпускного коллектора.
Разгрузить пружины и снять верхнюю чашку пружины, пружину клапана, а также нижнюю чашку пружины.
Специальным инструментом снять маслоотражательные колпачки. Для этого лучше всего подходят щипцы для снятия маслоотражательных колпачков 791-5 или инерционный съемник 791-2 фирмы HAZET.
Вытащить клапан из головки цилиндров в сторону камеры сгорания.
Снять следующий клапан.
Установка
Перед установкой клапанов проверить направляющие втулки клапанов и, возможно, притереть седла клапанов.
Внимание: При установке нового клапана притирка седла клапана обязательна.
Снять заусенцы с контактной поверхности стержня клапана с сухарями.
Слегка смазать моторным маслом стержень и направляющую втулку клапана и вставить клапан.
Слегка смазать моторным маслом и надеть маслоотражательное кольцо -А- с помощью соответствующего приспособления -D- до упора.
Внимание: Во избежание повреждения маслоотрожательного кольца надеть перед его установкой на стержень клапана монтажную гильзу -Н-. Если монтажная гильза отсутствует, обклеить гладкой липкой лентой контактные поверхности сухарей клапанов. После установки маслоотражательного кольца липкую ленту удалить.
Вставить нижнюю чашку пружины клапана.
Вставить пружину и верхнюю чашку пружины клапана. Устанавливать пружины только с одинаковыми длиной, маркировкой производителя и толщиной проволоки.
Внимание: С сентября 1982 г. устанавливаются пружины длиной 38±1 мм (ранее устанавливались пружины длиной 37±1 мм). При установке новой головки цилиндров на двигатель выпуска до сентября 1982 г. и при одновременной перестановке старых пружин клапанов необходимо подложить под головку клапана прокладочную шайбу толщиной 1 мм. Головки цилиндров более поздних выпусков маркируются буквой «5» со стороны впускных и со стороны выпускных клапанов.
Сжать пружину клапана и вставить сухари. Медленно разгрузить пружину клапана, обеспечив при этом правильную посадку сухарей.
Установить следующий клапан. При этом не перепутать впускные и выпускные клапаны.
Установить коромысла (см. раздел «Снятие и установка коромысел»).