Общие сведения
1. Для компенсации неуравновешенных сип двигателя и устранения вибраций при его работе, 4-цилиндровые двигатели N42 оснащены двумя балансировочными валами с противовесами на концах. Валы вращаются в противоположные стороны и приводятся во вращение цепью от звездочки коленчатого вала. Валы входят в общий узел с масляным насосом, поэтому детально снятие и установка балансировочных валов описана в параграфе 17 как часть процедуры снятия и установки масляного насоса.
2. Двигатели М43Титакжеоснашеныба-пансировочными валами, но они имеют шестеренчатый привод также от коленчатого вала. В отличие от двигателя N42 балансировочные валы можно снять и установить независимо от масляного насоса. Поэтому следующее описание относится только к двигателю M43TU.
Снятие (только двигатели M43TU)
3. Снимите масляный поддон, как указано в параграфе 1 3.
4. Поверните коленчатый вал двигателя так, чтобы поршни №1 и 4 оказались в ВМТ. Зафиксируйте это положение, вставив стержень в маховик двигателя (см. параграф 3).
5. В последовательности, обратной той, что показана на рис. 16.8, выверните болты крепления корпуса балансировочных валов. Снимите корпус вместе с валами. Имейте в виду, что корпус тяжелый. Снимите прокладку между корпусом валов и блоком цилиндров.
Установка (двигатель M43TU)
6. Убедитесь в том, что установочные штифты корпуса валов находятся на своих местах в блоке цилиндров. Уложите на них дистанционные прокладки. Примечание Если блок цилиндров, коленчатый вал или корпус балансировочных валов был заменен, то при установке надо будет проверить и отрегулировать зазор в зацеплении зубчатых колес привода валов. Для предотвращения поломок на начальном этапе этой процедуры установите вначале самую толстую прокладку (2,25 мм).
7. Поверните балансировочные валы так, чтобы отверстия на передних концах вало8 были обращены вниз (в положение "6 часов' по отношению к блоку цилиндров) (рис. 16.7).
8. Установите корпус валов на штифты и вверните болты. Если зазор в зацеплении требует регулировки (см. предыдущий пункт), вверните старые болты, поскольку корпус, возможно, придется снова снимать и устанавливать для замены дистанционных прокладок. Если регулировать зацепление не требуется, вверните сразу новые болты. Затяните болты требуемым моментом в последовательности, показанной на рис. 16.8.
9. Для измерения зазора в зацеплении шестерен привода валов установите стрелочный индикатор и прижмите его щуп к боковой поверхности зуба ведомой шестерни. Поверните шестерню в одну сторону, чтобы выбрать зазор в зацеплении, и обнулите индикатор. Поверните ведомую шестерню в другую сторону, чтобы опять выбрать зазор, и прочтите показание прибора. Удалите фиксирующий стержень из маховика, поверните коленчатый вал на 120° и снова измерьте зазор. Затем проделайте то же самое, повернув коленчатый вал на 240°. Найдите среднее значение зазора, сложив все три показания и разделив сумму на три. Сравните полученное значение с Техническими данными. Если зазор требует регулировки, замените дистанционную прокладку под корпусом валов. Уменьшение толщины прокладки на 0.03 мм уменьшает зазор в зацеплении на 0.02 мм. Имейте в виду, что прокладки под обеими сторонами корпуса валов должны быть одинаковой толщины. По окончании регулировки затяните болты крепления корпуса валов требуемым моментом. 10 Установите масляный поддон, как указано в параграфе 13.