Двигатель M43TU
Снятие
1. Поверните коленчатый вал в положение BMT (см. параграф 3) и зафиксируйте маховик.
2. Снимите обе крышки цепи, как указано в параграфе 6.
3. Выверните болты крепления звездочки распределительного вала и снимите ротор датчика положения вала. Запомните, как был установлен ротор.
4. Отведите от цепи верхний конец башмака натяжителя, чтобы ослабить цепь и снять звездочку с распределительного вала (рис. 7.4). Снимите звездочку, затем отсоедините от звездочки цепь.
5. Нажмите на нижний конец башмака натяжителя, чтобы вдавить плунжер натяжного устройства. Вдавливайте плунжер, пока его канавка не окажется против отверстия в корпусе натяжителя. Зафиксируйте плунжер в этом положении, вставив в отверстие и в канавку плунжера металлический пруток или сверло подходящего размера (рис. 7.5,а, б).
6. Запомните, как проложена цепь относительно успокоителя цепи и башмака натяжителя.
7. Зафиксировав плунжер натяжителя, снимите цепь вместе со звездочкой коленчатого вала.
8. При необходимости, можно также снять башмак натяжителя и успокоитель цепи.
Осмотр
9. Цепь следует заменить, если изношены зубья звездочек или сама цепь. Износ цепи заметен по значительному люфту ее звеньев и по шуму во время работы двигателя. На изношенной цепи ролики звеньев могут иметь заметные канавки. Если есть хоть малейшее подозрение на неисправность цепи, замените ее. Цепь рекомендуется заменять в любом случае, если двигатель снят и разобран для капитального ремонта.
10. Осмотрите зубья звездочек на наличие износа. Нормальный зуб имеет V-образную форму. При износе рабочая сторона зуба получает выработку, так что изношенный зуб приобретает форму крючка. Износ особенно заметен в сравнении рабочей стороны зуба с нерабочей. Изношенные звездочки надо заменить. Осмотрите также рабочие поверхности успокоителя и башмака натяжителя. Изношенные детали также следует заменить.
Установка
11. Убедитесь в том, что двигатель находится в установочном положении (ВМТ поршня № 1), и что маховик двигателя зафиксирован. Проверьте положение распределительного вала с помощью шаблона (см. параграф 3).
12. Установите на место башмак натяжителя и успокоитель цепи (если таковые были сняты).
13. Вставьте в канавку носка коленчатого вала сегментную шпонку (или убедитесь в том, что она там уже находится).
14. Наденьте цепь на звездочку коленчатого вала, затем установите звездочку вместе с цепью на коленчатый вал. Проложите цепь в успокоителе и вокруг башмака натяжителя.
15. Удалите из натяжного устройства фиксирующий стержень и дайте устройству натянуть цепь.
16. Нажмите на верхний конец башмака натяжителя, чтобы ослабить цепь и дать возможность надеть звездочку на распределительный вал. Наденьте цельна звездочку так, чтобы стрелка-указатель была направлена точно вверх.
17. Наденьте звездочку на распределительный вал, совмещая болтовые отверстия во фланце вала с серединой продолговатых отверстий в звездочке (распределительный вал должен находиться в установочном положении и зафиксирован от вращения шаблоном — см. параграф 3). Вверните болты крепления звездочки и затяните их, насколько возможно, от руки.
18. Отпустите верхний конец башмака натяжителя, затем затяните болты крепления звездочки распределительного вала требуемым моментом.
19. Удалите фиксатор коленчатого вала и шаблон распределительного вала.
20. Установите крышки цепи, как указано в параграфе 6.
Двигатель N42
Снятие
21. Поверните коленчатый вал в положение ВМТ (см. параграф 3) и зафиксируйте маховик.
22. Снимите электродвигатель эксцентрика, как указано в параграфе 10.
23. Снимите с коленчатого вала шкив с демпфером и ступицу (см. параграф 5). Примечание. После ослабления бота крепления ступицы звездочки привода цепи, масляного насоса и балансировочных валов перестанут быть зажатыми на валуи смогут вращаться независимо от него. Поэтому при отпускании болта ступицы зафиксируйте коленчатый и распределительный валы в установочном положении, как указано в параграфе 3.
24. Поднимите переднюю часть автомобиля и установите под нее надежные опоры.
25. Зацепите строп за переднюю такелажную проушину двигателя и с помощью подъемного устройства подтяните двигатель вверх, чтобы снять его вес с опор.
26. Снимите передний подрамник, как указано в параграфе 15. Для этого не обязательно отсоединять от подрамника рулевой механизм — просто выверните соединительный болт гибкого соединения рулевой колонки и отсоедините от колонки шестерню рулевого механизма.
27. Снимите поддон, как указано в параграфе 13.
28. Зафиксируйте распределительные валы, как указано в параграфе 3, затем ослабьте болты устройств регулировки фаз газораспределения на концах распределительных валов (рис. 7.28).
29. На передней правой стороне блока цилиндров выверните натяжитель цепи (рис. 7.29). Приготовьтесь к тому, что из натяжителя потечет масло. При установке натяжителя уплотнительную шайбу под пробкой надо заменить на новую.
30. Полностью выверните болт регулятора фаз выпускного вала и снимите регулятор с вала вместе с ротором датчика положения вала и звездочкой. Проделайте то же самое на впускном валу. Имейте в виду что регуляторы имеют маркировку IN (впускной) и ЕХ (выпускной). Не перепутайте их при установке (рис. 7.30).
31. Выверните заглушку справа сверху от передней манжеты коленчатого вала и выверните нижний палец успокоителя цепи (рис. 7.31).
32. Разъедините электрический разъем датчика положения впускного вала, для чего сожмите выступы вилки разъема.
33. Извлеките заглушку позади датчика положения впускного вала и выверните верхний палеи успокоителя цепи (рис. 7.33).
34. Выверните из головки цилиндров верхний винт успокоителя цепи (рис. 7.34).
35. На передней стороне головки цилиндров разъедините электрические разъемы электромагнитов регуляторов фаз газораспределения впускного и выпускного распределительных валов (рис. 7.35,а). Выверните винты и вытащите электромагниты (рис. 7.35,6). Выбросите уппотнительные кольиа — при установке потребуются новые.
36. Удалите заглушку с левой стороны крышки цепи и выверните верхний палец левого успокоителя цепи (рис. 7.36).
37. Снимите цепь вместе с успокоителями и звездочкой коленчатого вала.
38. Потяните цепь вниз из успокоителей и отсоедините от звездочки коленчатого вала.
39. Отожмите нижний край успокоителя и окончательно освободите цепь (рис. 7.39).
Осмотр
40. Цепь следует заменить, если изношены зубья звездочек или сама цепь. Износ цепи заметен по значительному люфту ее звеньев и по шуму во время работы двигателя. На изношенной цепи ролики звеньев могут иметь заметные канавки. Если есть хоть малейшее подозрение на неисправность цепи, замените ее. Цепь рекомендуется заменять в любом случае, если двигатель снят и разобран для капитального ремонта.
41. Осмотрите зубья звездочек на наличие износа. Нормальный зуб имеет V-образную форму. При износе рабочая сторона зуба получает выработку, так что изношенный зуб приобретает форму крючка. Износ особенно заметен в сравнении рабочей стороны зуба с нерабочей. Изношенные звездочки надо заменить. Осмотрите также рабочие поверхности успокоителя и башмака натяжителя. Изношенные детали также следует заменить.
Установка
42. Отожмите нижний край успокоителя и протащите цепь (см. рис. 7.39).
43. Вставьте звездочку коленчатого вала в нижнюю петлю цепи. Буртик звездочки должен быть направлен в сторону коленчатого вала (рис. 7.43).
44. Подтяните цепь вверх сквозь успокоитель, пока нижний край успокоителя не захватит звездочку. Придержите цепь и звездочку в этом положении.
45. Опустите всю эту сборку в корпус цепи и установите звездочку на конец коленчатого вала.
46. Вставьте нижний палец успокоителя цепи сквозь отверстие в крышке цепи, вверните его и надежно затяните. Вверните заглушку с новым уплотнительным кольцом и затяните ее требуемым моментом.
47. Вставьте верхний палец успокоителя цепи сквозь отверстие в крышке цепи, вверните его и надежно затяните. Вверните заглушку с новым уплотнительным кольцом и затяните ее требуемым моментом.
48. Установите на носок коленчатого вала ступицу шкива и закрепите ее болтом пока только от руки.
49. Работая под автомобилем, поверните балансировочные валы так, чтобы фрезеровки на концах валов расположились в одной плоскости, а более широкие прорези находились сверху (рис. 7.49,а). С помощью двух металлических полосок и струбцины зафиксируйте валы в этом положении (рис.7.49,б).
50. Убедитесь в том, что коленчатый вал находится по-прежнему в установочном положении, а маховик зафиксирован соответствующим приспособлением. Если это так, затяните болт ступицы шкива моментом 60 Нм (больший момент может повредить фиксирующее приспособление или картер двигателя).
51. Удалите с балансировочных валов все фиксирующие приспособления.
52. Установите электромагниты узлов регулировки фаз газораспределения обоих распределительных валов. При установке электромагнитов замените уплотнительные кольца новыми. Надежно затяните крепежные винты и соедините электрические разъемы.
53. Вверните оба винта крепления верхнего успокоителя цепи и надежно их затяните. Вверните заглушку нижнего винта с уплотнительным кольцом и затяните заглушку требуемым моментом.
54. Соедините разъем датчика положения впускного распределительного вала.
55. Поднимите цепь и держите ее в натяжении. Вставьте в цепь регулятор фаз впускного распределительного вала и наденьте его вместе с ротором датчика на конец вала. Закрепите сборку новым болтом. Затяните болт настолько, чтобы исключить всякий люфт, но не более того. Повторите те же действия на выпускном валу. Имейте в виду, что хотя регуляторы фаз имеют маркировку IN и ЕХ, роторы датчиков одинаковы.
56. Убедитесь в том, что цепь правильно лежит на поверхности башмака натяжителя. Вверните в отверстие натяжителя фирменное приспособление 11 9 340 (рис. 7.56) и вращайте регулировочный винт приспособления, пока он не коснется башмака, не натягивая цепь.
57. Установите на головку цилиндров приспособление 119350 (рис. 7.57,а). Вставьте штифты приспособления в отверстия роторов датчиков положения распределительных валов (рис. 7.57,6). Приверните приспособление к головке цилиндров двумя болтами М6, входящими в комплект приспособления.
58. Отверните на пол-оборота болты крепления регуляторов фаз и роторов к валам, затем заверните их так, чтобы их головки только касались роторов, исключая их люфт.
59. Немного натяните цепь, затянув регулировочный винт приспособления моментом примерно 0.6 Нм. Если нет такого динамометрического ключа, которым можно было бы проконтролировать столь небольшой момент, просто вверните регулировочный винт приспособления от руки настолько, чтобы устранить люфт цепи.
60. Затяните требуемым моментом болты обоих регуляторов фаз.
61. Выверните винты и снимите с головки цилиндров приспособление 11 9 350.
62. Отпустите регулировочный винт приспособления 11 9 340 и выверните приспособление из отверстия натяжителя.
63. Удалите из плунжера натяжителя остатки масла, замените уплотнительное кольцо пробки, вставьте детали натяжителя в соответствующее отверстие и затяните пробку требуемым моментом.
64. Удалите фиксаторы коленчатого и распределительных валов и проверните коленчатый вал на два полных оборота. Убедитесь в том, что фиксаторы коленчатого и распределительных валов снова можно вставить на их места. Допускается зазор между приспособлениями выпускного вала (1.0 мм) и впускного вала (0.5 мм) и верхней плоскостью головки цилиндров под прокладку со стороны выпускного коллектора (рис. 7.64).
65. После проверки зазоров удалите установочные приспособления, затяните болт крепления ступицы коленчатого вала требуемым моментом, придерживая вал от проворачивания методом, который использовался ранее при отпускании болта.
66. Остальная сборка выполняется в последовательности, обратной разборке.