Описание
1. Двигатель N42 оборудован системой изменения хода впускных клапанов, известной под названием Valvetronic. Назначение системы — повысить мощность и экономичность двигателя, а также уменьшить количество вредных выбросов в составе выхлопных газов. В этой системе ход и продолжительность открытого состояния впускных клапанов регулируется электронным устройством. Диапазон регулирования открытия клапанов вполне достаточен, чтобы можно было отказаться от традиционной дроссельной заслонки. В системе Valvetronic между кулачком распределительного вала и коромыслом клапана имеется промежуточный рычаг, который одним концом передает перемещение от кулачка к коромыслу, а вторым концом опирается на эксцентрик. Вал эксцентриков может поворачиваться с помощью специального электродвигателя, который управляется электронным блоком Valvetronic (рис. 10.1).
Рис. 10.1. Привод изменения хода клапанов Valvetronic
1 Управляющий электродвигатель
2 Эксцентриковый вал
3 Распределительный вал
4 Пружина
5 Коромысло
6 Гидравлический компенсатор
7 Впускной клапан
Замена деталей
Управляющий электродвигатель
2. Снимите крышку головки цилиндров (см. параграф 4).
3. Отверните две гайки крепления управляющего электродвигателя (рис. 10.3).
4. Проворачивайте вал двигателя рукой по часовой стрелке и одновременно тяните его назад. После снятия электродвигателя удалите резиновое уплотнение — при установке замените его на новое.
5. При установке электродвигателя замените уплотнение и, вращая вал электродвигателя против часовой стрелки, протолкните его на место, пока корпус электродвигателя не упрется в опорный кронштейн. Закрепите электродвигатель гайками, и надежно их затяните.
6. Установите на место крышку головки цилиндров (см. параграф 4).
Эксцентриковый вал
7. Снимите впускной распределительный вал, как указано в параграфе 11.
8. Выверните три болта крепления датчика положения эксцентрикового вала и снимите датчик (рис. 10.8).
9. Выверните винты и снимите ротор датчика положения с конца вала (рис. 10.9). Ротор сильно намагничен, храните его в пластмассовом мешке, чтобы к нему не притягивались различные металлические предметы.
10. Выверните болт штуцера подводящей масляной магистрали, отверните гайки крепления крышек опор вала № 2 и 4 и снимите трубку подвода масла (рис. 10.10). Крышки пронумерованы цифрами от 1 до 4, начиная со стороны цепи привода механизма газораспределения.
11. Отверните гайки остальных крышек и извлеките эксцентриковый вал из опор.
12. Аккуратно разведите и снимите с шеек вала сепараторы игольчатых подшипников (рис. 10.12). Не раздвигайте сепараторы слишком широко — их легко сломать.
13. При необходимости, удалите из опор и крышек вкладыши.
14. При сборке вложите в опоры и крышки новые вкладыши. Проследите за тем, чтобы совпали смазочные отверстия во вкладышах и в крышках (рис. 10.14).
15. Аккуратно разведите сепараторы игольчатых подшипников и наденьте их на шейки вала.
16. Смажьте подшипники и вкладыши чистым моторным маслом. Вложите эксцентриковый вал в опоры и установите крышки на прежние места. Закрепите гайками от руки крышки опор № 1 и 3.
17. Установите на место трубку подвода масла и закрепите от руки гайками крышки опор №2 и 4.
18. Вверните и надежно затяните болт штуцера подвода масла.
19. Убедитесь в том, что крышки опор установлены правильно и расположены на одной линии, но не затягивайте их пока окончательно.
20. Установите на конец вала ротор датчика, совместив выступы ротора с прорезями на торце вала (рис. 10.20). Вверните немагнитный винт и затяните его требуемым моментом.
21. Установите датчик положения вала и надежно затяните его болтом.
22. В остальном установка выполняется в последовательности, обратной снятию.
Промежуточные рычаги
23. Снятие и установка промежуточных рычагов описана в параграфе 11 как составная часть процедуры снятия и установки впускного распределительного вала. При установке работавших рычагов они должны занять прежние места.
Электронный модуль управления системой
24. На моделях с левосторонним управлением снимите аккумулятор, как указано в главе 5А. Под аккумулятором выверните четыре винта и снимите пластину.
25. На моделях с правосторонним управлением модуль расположен в левом углу моторного отделения, рядом с электромонтажным блоком. Для снятия модуля с кронштейна потяните его основание в направлении от крыла, затем поднимите вверх.
26. Отсоедините от модуля электрические разъемы и снимите модуль (рис. 10.26).
27. Установка выполняется в последовательности. обратной снятию. Имейте в виду, что если был установлен новый модуль, то его надо закодировать с помощью специального прибора BMW. Обратитесь к дилеру или к специалисту.
Датчик положения эксцентрикового вала
28. Снимите крышку головки цилиндров (см. параграф 4).
29. Выверните три винта и снимите датчик (см. рис. 10.8).
30. Установка выполняется в обратной последовательности. Надежно затяните винт датчика.