Описание
1. Двигатель N42 оборудован системой изменения хода впускных клапанов, известной под названием Valvetronic. Назначение системы — повысить мощность и экономичность двигателя, а также уменьшить количество вредных выбросов в составе выхлопных газов. В этой системе ход и продолжительность открытого состояния впускных клапанов регулируется электронным устройством. Диапазон регулирования открытия клапанов вполне достаточен, чтобы можно было отказаться от традиционной дроссельной заслонки. В системе Valvetronic между кулачком распределительного вала и коромыслом клапана имеется промежуточный рычаг, который одним концом передает перемещение от кулачка к коромыслу, а вторым концом опирается на эксцентрик. Вал эксцентриков может поворачиваться с помощью специального электродвигателя, который управляется электронным блоком Valvetronic (рис. 10.1).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/1969.jpg)
Рис. 10.1. Привод изменения хода клапанов Valvetronic
1 Управляющий электродвигатель
2 Эксцентриковый вал
3 Распределительный вал
4 Пружина
5 Коромысло
6 Гидравлический компенсатор
7 Впускной клапан
Замена деталей
Управляющий электродвигатель
2. Снимите крышку головки цилиндров (см. параграф 4).
3. Отверните две гайки крепления управляющего электродвигателя (рис. 10.3).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/1970.jpg)
4. Проворачивайте вал двигателя рукой по часовой стрелке и одновременно тяните его назад. После снятия электродвигателя удалите резиновое уплотнение — при установке замените его на новое.
5. При установке электродвигателя замените уплотнение и, вращая вал электродвигателя против часовой стрелки, протолкните его на место, пока корпус электродвигателя не упрется в опорный кронштейн. Закрепите электродвигатель гайками, и надежно их затяните.
6. Установите на место крышку головки цилиндров (см. параграф 4).
Эксцентриковый вал
7. Снимите впускной распределительный вал, как указано в параграфе 11.
8. Выверните три болта крепления датчика положения эксцентрикового вала и снимите датчик (рис. 10.8).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/1971.jpg)
9. Выверните винты и снимите ротор датчика положения с конца вала (рис. 10.9). Ротор сильно намагничен, храните его в пластмассовом мешке, чтобы к нему не притягивались различные металлические предметы.
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/1972.jpg)
10. Выверните болт штуцера подводящей масляной магистрали, отверните гайки крепления крышек опор вала № 2 и 4 и снимите трубку подвода масла (рис. 10.10). Крышки пронумерованы цифрами от 1 до 4, начиная со стороны цепи привода механизма газораспределения.
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/1973.jpg)
11. Отверните гайки остальных крышек и извлеките эксцентриковый вал из опор.
12. Аккуратно разведите и снимите с шеек вала сепараторы игольчатых подшипников (рис. 10.12). Не раздвигайте сепараторы слишком широко — их легко сломать.
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/1974.jpg)
13. При необходимости, удалите из опор и крышек вкладыши.
14. При сборке вложите в опоры и крышки новые вкладыши. Проследите за тем, чтобы совпали смазочные отверстия во вкладышах и в крышках (рис. 10.14).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/1975.jpg)
15. Аккуратно разведите сепараторы игольчатых подшипников и наденьте их на шейки вала.
16. Смажьте подшипники и вкладыши чистым моторным маслом. Вложите эксцентриковый вал в опоры и установите крышки на прежние места. Закрепите гайками от руки крышки опор № 1 и 3.
17. Установите на место трубку подвода масла и закрепите от руки гайками крышки опор №2 и 4.
18. Вверните и надежно затяните болт штуцера подвода масла.
19. Убедитесь в том, что крышки опор установлены правильно и расположены на одной линии, но не затягивайте их пока окончательно.
20. Установите на конец вала ротор датчика, совместив выступы ротора с прорезями на торце вала (рис. 10.20). Вверните немагнитный винт и затяните его требуемым моментом.
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/1976.jpg)
21. Установите датчик положения вала и надежно затяните его болтом.
22. В остальном установка выполняется в последовательности, обратной снятию.
Промежуточные рычаги
23. Снятие и установка промежуточных рычагов описана в параграфе 11 как составная часть процедуры снятия и установки впускного распределительного вала. При установке работавших рычагов они должны занять прежние места.
Электронный модуль управления системой
24. На моделях с левосторонним управлением снимите аккумулятор, как указано в главе 5А. Под аккумулятором выверните четыре винта и снимите пластину.
25. На моделях с правосторонним управлением модуль расположен в левом углу моторного отделения, рядом с электромонтажным блоком. Для снятия модуля с кронштейна потяните его основание в направлении от крыла, затем поднимите вверх.
26. Отсоедините от модуля электрические разъемы и снимите модуль (рис. 10.26).
![](https://www.bmwman.ru/img/ser3/1977.jpg)
27. Установка выполняется в последовательности. обратной снятию. Имейте в виду, что если был установлен новый модуль, то его надо закодировать с помощью специального прибора BMW. Обратитесь к дилеру или к специалисту.
Датчик положения эксцентрикового вала
28. Снимите крышку головки цилиндров (см. параграф 4).
29. Выверните три винта и снимите датчик (см. рис. 10.8).
30. Установка выполняется в обратной последовательности. Надежно затяните винт датчика.