Как использовать сведения этой главы
В этой части главы 2 описаны виды ремонтных работ, которые можно выполнить, не снимая двигатель с автомобиля. В случае, когда двигатель уже снят и разобран, как описано в части В, на все предшествующие операции разборки можно не обращать внимания.
Имейте в виду, что, хотя ремонт таких узлов, как шатунно-поршневая группа, можно выполнить, не снимая двигателя с автомобиля, такие процедуры обычно не выполняются отдельно от других операций. Обычно к этому моменту требуют замены и ремонта и другие узлы и детали двигателя (не считая очистки деталей и масляных каналов). Поэтому все подобные операции классифицируются как капитальный ремонт, и их содержание раскрывается главе 2В.
В главе 28 описаны операции извлечения двигателя из автомобиля и все процедуры ремонта, которые можно выполнять после этого.
Описание двигателя
На всех 4-цилиндровых двигателях распределительный вал расположен сверху, в головке цилиндров. Сам двигатель установлен продольно, к задней его стороне прикреплена болтами коробка передач. На автомобиль может быть установлен двигатель одной из двух моделей. Двигатель модели M43TU с рабочим объемом 1.9 л с одним распределительным валом устанавливался с момента начала выпуска серии 3 до 1998 года. С 2001 года на все автомобили устанавливается двигатель N42 с рабочим объемом 1.8 или 2.0 л, и с двумя верхними распределительными валами.
На модели M43TU единственный распределительный вал приводится от коленчатого вала цепью. Кулачки распределительного вала управляют клапанами через коромысла с гидравлическими опорами. Распределительный вал расположен в расточках, выполненных непосредственно в головке цилиндров.
Модель N42 имеет два распределительных вала, которые управляют 16 клапанами. Механизм газораспределения имеет устройство автоматической регулировки фаз газораспределения, известное под названием Valvetronic, которое позволяет регулировать фазы как впускных, так и выпускных клапанов. Изменение фаз достигается за счет гидравлических устройств, расположенных между распределительными валами и звездочками, которые могут менять их взаимное положение во время работы двигателя. Конструкция механизма газораспределения позволяет также менять подъем и продолжительность открытого состояния впускных клапанов с помощью электромеханического устройства, которое меняет положение точки опоры рычага, расположенного между кулачком и коромыслом клапана.
Коленчатый вал имеет 5 коренных опор с вкладышами. Торцевой люфт коленчатого вала регулируется прокладками, установленными на 4-м или 5-м коренном подшипнике (в зависимости от модели). Обе модели двигателей оборудованы двумя балансировочными валами, вращающимися в разные стороны.
Поршни двигателей подбираются по массе. С верхними головками шатунов поршни соединены плавающими пальцами, закрепленными от осевого перемещения в поршнях пружинными кольцами.
Масляный насос расположен спереди на блоке цилиндров и приводится во вращение от коленчатого вала.
Ремонтные операции, которые можно выполнить, не снимая двигатель с автомобиля
Следующие операции можно выполнять, не снимая двигатель с автомобиля:
- а) Снятие и установка головки блока.
- б) Снятие и установка цепи газораспределения и звездочек.
- в) Снятие и установка распределительных валов.
- г) Снятие и установка поддона.
- д) Снятие и установка нижних головок шатунов, шатунов и поршней *
- е) Снятие и установка масляного насоса
- ж) Замена опор силового блока
- з) Снятие и установка маховика / планшайбы
* Эти процедуры можно выполнять, не снимая двигатель с автомобиля. Однако для улучшения доступа и обеспечения чистоты их следует выполнять после снятия двигателя.