Вторичная цепь
Снятие
1. Снимите регулятор фаз газораспределения, как указано в параграфе 9.
2. На правой стороне двигателя выверните узел плунжера натяжителя (рис. 7.2). Уплотнительное кольцо можно выбросить — для сборки потребуется новое.
Внимание! В узле плунжера находится тугая пружина. Будьте осторожны.
3. Если предполагается использовать узел натяжителя и дальше, нажмите несколько раз на плунжер, чтобы выдавить из узла остатки масла.
4. Нажмите на плунжер натяжителя вторичной цепи и зафиксируйте его в таком положении, вставив в отверстие сверло подходящего диаметра (рис. 7.4).
5. Отверните гайку и снимите со звездочки выпускного распределительного вала ротор датчика положения вала и пластинчатую пружину (рис. 7.5).
6. Отверните три гайки крепления звездочки впускного вала и снимите со звездочки гофрированный диск (рис. 7.6).
7. Выверните три винта крепления звездочки выпускного вала и снимите вторичную цепь вместе со звездочками (рис. 7.7). Если предполагается эти детали использовать и в дальнейшем, сохраните их так, чтобы при сборке они заняли прежнее положение.
Осмотр
8. Если зубья звездочек или цепь изношены цепь следует заменить. Изношенная цепь имеет заметный люфт звеньев, оси звеньев имеют на концах выработку в виде канавок. Изношенная цепь издает шум при работе. Рекомендуется менять цепь в любом случае, кода двигатель разобран для капитального ремонта. Если цепь вызывает какие-либо подозрения, то во избежание дальнейших крупных неприятностей, ее лучше заменить.
9. Осмотрите зубья звездочек на наличие износа. Зубья новой звездочки имеют вид перевернутой буквы V. При износе на боковой поверхности рабочей стороны зуба появляется полукруглая выработка и зуб приобретает форму крючка. При износе зубьев звездочку надо заменить. Осмотрите также рабочие поверхности башмака натяжителя и успокоителя цепи на наличие износа и замените их в случае необходимости.
Установка
10. Убедитесь в том, что поршень №1 по-прежнему находится в ВМТ, и что коленчатый вал зафиксирован в этом положении.
11. Убедитесь в том. что первичная цепь и звездочка выпускного распределительного вала находятся на своих местах. Вверните в отверстие, в котором должен находиться узел натяжителя первичной цепи, приспособление BMW 11 4 220 и вращайте винт приспособления, пока этот винт не коснется башмака натяжителя (рис. 7.11).
12. Для установки правильного взаимного расположения двух звездочек необходимо использовать приспособление BMW 116 180. Вставьте обе звездочки в цепь и все вместе вложите в приспособление. При отсутствии приспособления установите звездочки так. чтобы между отмеченными точками (рис. 7.12) укладывалось 16 роликов цепи.
13. Наденьте звездочки на концы распределительных валов так, чтобы совместились прорези на шпицевых поверхностях звездочки и впускного вала (рис. 7.13).
14. Вставьте в звездочку впускного распределительного вала зубчатый венец так. чтобы его замковые шлицы вошли в соответствующие прорези звездочки и вала (рис. 7.14). Вдвиньте зубчатый венец в звездочку настолько, чтобы видимым остался примерно 1 мм венца.
15. Установите на звездочку впускного вала гофрированный диск меткой FRONT вперед. Наверните гайки, но затяните их только от руки.
16. Вверните винты в звездочку выпускного вала, затяните их моментом 5 Нм, затем отверните их на 180°.
17. Установите на звездочку выпускного вала фрикционный диск и пластинчатую пружину меткой F вперед. Если метка не видна, установите пластинчатую пружину выпуклой стороной вперед (рис. 7.17).
18. Установите на выпускной вал ротор датчика положения вала так, чтобы стрелка на роторе совпадала с плоскостью головки цилиндров под прокладку (рис. 7.18). Наверните гайки и затяните их пока от руки.
19. Вытяните зубчатый венец из выпускного вала насколько возможно.
20. Нажмите на плунжер натяжителя вторичной цели и вытащите фиксирующий стержень (или сверло).
21. С помощью динамометрического ключа затяните регулировочный винт на приспособлении, ввернутом в отверстие под узел натяжителя первичной цепи, моментом 0.7 Нм. При отсутствии подходящего динамометрического ключа вверните винт настолько. чтобы убрать всю слабину цепи. Проверьте,убрана ли слабина, пытаясь рукой повернуть звездочку выпускного вала.
22. Для проверки правильности центровки звездочек установите на место регулятора фаз газораспределения приспособление BMW 116150. Приспособление установите на шпильки регулятора фаз (без прокладки) и равномерно затяните гайки так, чтобы приспособление полностью касалось головки цилиндров. Это приспособление устанавливает положение зубчатых венцов и держит их на время затяжки болтов/гаек звездочек (рис. 7.22). без этого приспособления невозможно выставить исходные фазы распределительных валов, так что его использование обязательно.
23. Постепенно и равномерно затяните гайки/болты звездочек моментом, соответствующим 1 ступени (см. Технические данные). Сначала затяните винты со шлицевой головкой звездочки выпускного вала, затем гайки той же звездочки, после чего затяните гайки звездочки впускного вала. В той же последовательности затяните сначала винты, а затем гайки моментом 2-й ступени. После затяжки крепежа, не снимая приспособления 116 150, удалите фиксатор маховика и шаблоны, фиксирующие распределительные валы. Поверните коленчатый вал на два полных оборота и снова вставьте фиксатор в маховик.
24. Проверьте положение распределительных валов, вставляя шаблоны, убедитесь в том. что валы стоят правильно.
Примечание. В связи с тем, что звездочки обрезинены, а также из-за наличия допусков в соединениях, может возникнуть несовпадение приспособления для фиксации впускного вала с квадратным фланцем до 1 мм. Взаимное расположение валов при этом следует считать удовлетворительным.
25. Снимите приспособление 11 6 150 и установите на место регулятор фаз (см. параграф 9).
Первичная цепь
Снятие
26. Снимите вторичную цепь, как указано в предыдущем параграфе.
27. Удалите из звездочки выпускного вала зубчатый венец и снимите с нее фланец с внутренними шлицами.
28. Выверните четыре болта и снимите натяжитель первичной цепи (рис. 7.28).
29. Выверните из звездочки выпускного вала три шпильки (рис. 7.29), поднимите цепь и снимите звездочку с вала. Заметьте, какой стороной наружу установлена звездочка.
30. Снимите крышку цепи, как указано в параграфе 6.
31. Запомните прокладку цепи относительно натяжителя и успокоителя.
32. Отсоедините цепь от звездочки коленчатого вала и вытащите ее из двигателя. Башмак цепи, если он мешает, двигайте по мере необходимости (рис. 7.32).
Внимание! После снятия цепи не поворачивайте коленчатый и распределительные валы, поскольку при этом существует опасность утыкании поршней в клапаны.
33. При необходимости теперь можно снять башмак натяжителя. Для этого удалите пружинный фиксатор с конца его оси (рис. 7.33).
34. Таким же образом можно снять успокоитель цепи, для чего нужно удалить верхний и нижний пружинные фиксаторы. Будьте аккуратны — фиксаторы хрупкие и легко помаются (рис. 7.34).
Установка
35. Убедитесь в том, что поршень №1 находится в ВМТ конца такта сжатия, и что коленчатый вал зафиксирован в этом положении. С помощью шаблона проверьте также положение распределительных валов.
36. Наденьте цепь на звездочку коленчатого вала.
37. Установите на место башмак натяжителя и успокоитель цепи (если они были сняты). Проложите цепь относительно натяжителя и успокоителя так же, как до разборки. Закрепите башмак и успокоитель пружинными фиксаторами. Будьте аккуратны — фиксаторы легко помаются.
38. Разверните звездочку выпускного распределительного вала так, чтобы стрелка на звездочке была совмещена с верхней плоскостью головки цилиндров, и наденьте на звездочку цепь (рис. 7.38). Затем наденьте звездочку на вал.
39. Установите крышку цепи, как указано в параграфе 6.
40. Вверните приспособление 11 4 220 в отверстие под узел натяжителя (см. параграф 9) и вращайте регулировочный винт приспособления, пока его коней не коснется башмака натяжителя. При этом звездочка выпускного вала может немного развернуться. При необходимости переустановите звездочку относительно цепи так, чтобы стрелка на звездочке по-прежнему была совмещена с верхней плоскостью головки цилиндров.
41. Вверните в звездочку три шпильки и затяните их требуемым моментом.
42. Установите натяжитель вторичной цепи и надежно затяните его болты.
43. Установите на звездочку фланец с внутренними шлицами так, чтобы вырез во фланце, образованный отсутствующим шлицом, совместился с таким же вырезом на шлицевом конце вала. Вставьте во фланец зубчатый венец так, чтобы его замковые (широкие) шлицы попали в соответствующие вырезы во фланце и на конце вала (рис. 7.43).
44. Протолкните зубчатый венецнастолько, чтобы резьбовые отверстия в звездочке заняли среднее положение относительно удлиненных отверстий во фланце (рис. 7.44).
45. Установите цепь, как указано в п.п. 10-25 этого параграфа.