Примечание. При установке головки цилиндров замените прокладку и болты.
Снятие
1. Слейте охлаждающую жидкость (см. главу 1).
2. Снимите впускной и выпускной коллекторы.
3. Снимите распределительные валы и толкатели, как указано в параграфе 10.
4. Проследите проводку от датчиков положения распределительных валов и разъедините их электрические разъемы. Выверните болты крепления датчиков и снимите их с головки цилиндров.
5. Выверните два винта со шлицевыми головками и снимите с головки цилиндров успокоитель вторичной цепи (рис. 11.5).

6. Выверните болты крепления крышки цепи к головке цилиндров.
7. Снимите термостат, как указано в главе 3.
8. Выверните два болта и отсоедините трубку охлаждающей жидкости от головки цилиндров со стороны впуска. Для облегчения доступа отсоедините с за дней стороны корпуса масляного фильтра трубку подачи масла к регулятору фаз газораспределения VANOS (рис. 11.8). При установке замените уплотнительные шайбы штуцера.

9. На левой стороне головки цилиндров отсоедините электрические разъемы от датчика температуры.
10. Постепенно отпустите болты головки цилиндров в последовательности, обратной той, что показана на рис. 11.27.
11. Выверните болты и вытащите шайбы. Учтите. что некоторые шайбы могли застрять в отверстиях и извлечь их оттуда не так легко.
12. Отделите головку от блока, качнув ее поперек блока. Не отжимайте головку от блока каким-либо инструментом, поскольку так можно повредить сопрягаемые поверхности.
13. Для снятия головки, в идеале, требуются два помощника. Одного из них попросите держать в натяжении цепь привода распределительных валов. Со вторым помощником поднимите головку цилиндров и снимите ее с блока. По мере подъема головки пусть Ваш помощник протаскивает цепь через проем в головке. После снятия головки привяжите цепь к блоку куском проволоки.
14. Снимите прокладку головки цилиндров.
Осмотр
15. Разборка и сборка головки цилиндров описана в главе 2В.
16. Очистите сопрягаемые поверхности головки и блока. Скребком соскоблите остатки прокладки и нагар. Очистите также днища поршней. Будьте аккуратны, особенно с поверхностями головки и блока — алюминиевые детали легко повредить. Не допускайте попадания соскребаемых частиц в каналы систем смазки и охлаждения. Заклейте скотчем все каналы и болтовые отверстия в блоке цилиндров. Чтобы нагар не попал в зазоры между поршнями и расточками цилиндров, замажьте зазоры консистентной смазкой. После очистки каждого поршня поверните коленчатый вал так, чтобы поршень пошел вниз и сотрите смазку вместе с нагаром с поверхности цилиндра чистой тряпкой.
17. Осмотрите блок и головку цилиндров на наличие задиров, глубоких царапин и иных повреждений. Небольшие повреждения можно исправить мелким напильником, но более серьезные требуют машинной обработки. но это работа для профессионалов.
18. Если есть подозрение на коробление головки, проверьте это предположение, поставив ребро стальной линейки на поверхность и измеряя зазор между линейкой и поверхностью плоскими щупами.
19. Очистите болтовые отверстия в блоке цилиндров чистой тряпкой, намотанной на отвертку. Удалите из отверстий все жидкости. включая масло, иначе при затяжке болтов в замкнутом отверстии может быть создано высокое давление, которое разорвет блок.
20. Проверьте резьбу болтов и отверстий в блоке на наличие повреждений. Прогоните резьбу плашкой и метчиком соответствующего размера.
Установка
Внимание! Если распределительные валы были сняты, примите во внимание предостережение в параграфе 10 об удлинении толкателей.
21. Для предотвращения утыкания клапанов в поршни после установки распределительных валов, перед тем как вернуть коленчатый вал в положение ВМТ, сделайте перерыв не менее указанного ниже:

22. Перед установкой головки на блок их сопрягаемые поверхности должны быть стерильно чисты. Болты и болтовые отверстия в блоке должны быть абсолютно исправны: болты должны вворачиваться и выворачиваться от руки без излишнего трения и заеданий. Убедитесь в том, что установочные штифты го ловки находятся на своих местах в блоке цилиндров.
Внимание! Для исключения возможности утыкания поршней в открытые клапаны при установке головки цилиндров надо увести все поршни из ВМТ. Перед тем как продолжать сборку, поверните коленчатый вал в положение ВМТ. И проверьте, вставляется ли фиксатор в маховик), затем поверните коленчатый вал против часовой стрелки на 30°.
23. Нанесите тонкий спой герметика Drei Bond 1209 на поверхности сопряжения крышки цепи с блоком цилиндров.
24. Положите на блок новую прокладку под головку цилиндров так, чтобы установочные штифты вошли в отверстия прокладки (рис. 11.24). Обычно прокладка имеет маркировку. определяющую ее верх и низ. Имейте в виду, что для прошлифованной головки выпускается прокладка большей толщины (на 0.3 мм).

25. Уложите головку цилиндров на блок, следя за тем, чтобы установочные штифты попали в отверстия.
26. Приготовьте комплект новых болтов. Смажьте резьбу болтов, нижние стороны их головок и шайбы моторным маслом. Вверните болты в отверстия и затяните их, насколько возможно, от руки. Следите за тем, чтобы не перекосились шайбы.
Примечание. Не надевайте шайбу на болт, если в отверстии уже есть прежняя шайба, которую не удалось оттуда извлечь.
27. Затяните болты в последовательности, указанной на рис. 11.27. в несколько ступеней, как указано в Технических данных.

28. Вверните и затяните болты крепления крышки цепи к головке цилиндров.
29. Установите успокоитель вторичной цепи и надежно прикрепите его к головке цилиндров винтами.
30. Установите распределительные валы и толкатели, как указано в параграфе 10.
31. Поверните коленчатый вал на 30° по часовой стрелке, чтобы вернуть его в положение ВМТ. Закрепите вал в этом положении, вставив фиксатор в маховик.
32. В остальном установка выполняется в последовательности, обратной снятию. В завершение заполните систему охлаждения.