Примечание. Для фиксации двигателя в положении ВМТ. для переустановки регуляторов фаз газораспределения и для проверки правильности положения распределительных валов нужны специальные приспособления. Изготовить их самостоятельно не просто. Прочтите весь текст, прежде чем решаться на эту операцию.
1. Верхняя мертвая точка (ВМТ) — это верхнее положение каждого поршня при его движении вверх и вниз в процессе работы двигателя. Каждый поршень достигает ВМТ дважды за рабочий цикл — в конце такта сжатия и в конце такта выхлопа. Обычно установочным считается такое положение двигателя, когда поршень в цилиндре № 1 находится в ВМТ конца такта сжатия. Нумерация цилиндров начинается от цепи привода механизма газораспределения.
2. Установки двигателя в положение ВМТ поршня № 1 требуют многие процедуры разборки, сборки и ремонта, например, снятие и установка цепи газораспределения, распределительных валов и т.п.
3. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. параграф 4).
4. Снимите пластмассовую крышку с впускного вала (рис. 3.4).

5. Для правильного расположения распределительных валов необходимо установить регуляторы фаз газораспределения следующим образом. Отверните штуцер трубки подачи масла от регулятора впускного вала. На входное отверстие регулятора установите приспособление BMW 11 3 450 (рис. 3.5).

6. Накройте регулятор чистой тряпкой.
7. Подсоедините к приспособлению источник сжатого воздуха и дайте давление от 2 до 8 бар. Это давление переустановит регуляторы при вращении двигателя.
8. Поверните коленчатый вал двигателя ключом за головку болта шкива как минимум на два полных оборота, пока выступы передних кулачков впускного и выпускного валов не окажутся направленными друг к другу. При этом плоские стороны фланцев на задних концах распределительных валов должны быть перпендикулярны к верхней плоскости головки цилиндров. В этом положении зафиксируйте распределительные валы приспособлениями BMW 11 3 240. Если фирменных приспособлений достать не удалось, можно изготовить их самостоятельно из стальной или алюминиевой пластины (рис. 3.8.а, б).


9. Извлеките заглушку из заднего фланца картера двигателя (доступ можно улучшить, сняв стартер — см. главу 5А).
10. Для фиксации коленчатого вала в установочном положении требуется приспособление BMW 11 2 300. За неимением фирменного, такое приспособление можно выточить из стального прутка (рис. 3.10).

11. Вставьте приспособление через отверстие во фланце картера в маховик (для этого можно немного повернуть коленчатый вал) (рис. 3.11,а, б).


12. Теперь двигатель установлен в положение ВМТ поршня № 1. Отсоедините от регуляторов сжатый воздух.
Внимание! Если теперь по какой-то причине надо повернуть один или оба распределительных вала, либо снять цепь или ослабить натяжитель, примите во внимание следующее предостережение. Перед тем как повернуть распределительные валы, поверните коленчатый вал примерно на 30° против часовой стрелки (не забудьте перед этим вытащить из маховика фиксатор), чтобы предотвратить возможность утыкания поршней в клапаны.
13. Не пытайтесь провернуть коленчатый вал. если маховик или распределительный вал зафиксированы приспособлениями — можно повредить двигатель. Если требуется оставить двигатель в зафиксированном состоянии на длительное время, оставьте соответствующие предостережения в салоне автомобиля и в моторном отделении. Это снизит вероятность попытки пуска двигателя стартером.