Регулирование холостого хода двигателя
Частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу регулируется независимо от степени приработки двигателя (величины момента трения), температуры всасываемого воздуха и атмосферного давления и постоянно поддерживается на заданном уровне. Для этого контроллер постоянно сравнивает измеренное число оборотов двигателя с номинальным значением, которое введено в его запоминающее устройство. При отклонении от нормы контроллер выдает сигнал на сервопривод для коррекции положения воздушной заслонки.
Помимо режима холостого хода контроллер учитывает и температуру охлаждающей жидкости, что обеспечивает регулирование холостого хода при пуске холодного двигателя при низких температурах окружающего воздуха.
Обогащение горючей смеси при пуске, прогреве и увеличении числа оборотов двигателя
Контроллер определяет необходимую степень обогащения горючей смеси при пуске, во время прогрева и увеличения числа оборотов двигателя в зависимости от частоты вращения коленчатого вала, положения дроссельной заслонки 1-й камеры, продолжительности работы двигателя после холодного пуска, температуры охлаждающей жидкости и скорости открытия дроссельной заслонки 1-й камеры. Соответствующий сигнале выхода контроллера подается на карбюратор во время перемещения воздушной заслонки в направлении закрытия. Кроме того, в контроллере предусмотрена возможность выдачи команды на кратковременное перемещение воздушной заслонки в направлении закрытия при увеличении числа оборотов двигателя. Момент закрытия, его продолжительность и повторное открытие воздушной заслонки рассчитываются контроллером в зависимости от рабочих параметров.
Управление количеством горючей смеси при пуске и на ускоренном холостом ходу
В зависимости от температуры охлаждающей жидкости и числа оборотов двигателя контроллер определяет количество горючей смеси, необходимое для надежного пуска двигателя и мгновенного и плавного его перехода на режим ускоренного холостого хода, и выдает соответствующий сигнал на сервопривод дроссельной заслонки 1-й камеры. Как только частота вращения коленчатого вала на холостом ходу оказывается выше номинального значения, схема регулирования холостого хода контроллера берет на себя управление наполнением цилиндров.
Управление прекращением подачи топлива при падении числа оборотов и при остановке двигателя
При снижении числа оборотов двигателя включается система принудительного холостого хода: подача топлива в двигатель прекращается, но в цилиндры еще поступает добавочный воздух. Прекращение подачи топлива и увеличение наполнения цилиндров при торможении двигателем осуществляется путем закрытия дроссельной заслонки 1-й камеры, когда частота вращения коленчатого вала превышает пороговое значение, равное 1400 об/мин. Как только частота вращения при торможении двигателем снижается до порогового значения, с выхода контроллера выдаются сигналы возобновления подачи топлива на сервоприводы дроссельной заслонки 1-й камеры и воздушной заслонки, тем самым обеспечивается относительно плавное (без провалов) возобновление процесса сгорания горючей смеси. Если число оборотов снова растет при торможении двигателем, подача топлива и, следовательно, сгорание горючей смеси мгновенно возобновляются.
При выключении зажигания дроссельная заслонка 1-й камеры закрывается, поступление топлива прекращается и двигатель незамедлительно останавливается. Через некоторое время дроссельная заслонка 1-й камеры возвращается в положение пуска, чтобы избежать ее заклинивания при соприкосновении с поверхностью диффузора.
Дополнительные функции контроллера
Помимо управления работой карбюратора на вышеуказанных режимах контроллер выполняет следующие задачи:
- на основе рабочих параметров выдает сигнал расхода топлива на экономайзер;
- управляет моментом зажигания на холостом ходу в зависимости от температуры впускного коллектора и положения выключателя холостого хода.
Когда выключатель холостого хода находится в нажатом положении (его контакты разомкнуты), а температура стенок впускного коллектора превышает 15°С, к вакуумному регулятору датчика-распределителя зажигания посредством электромагнитного клапана подводится атмосферное давление и он не оказывает влияния на момент зажигания.