2. Выход из строя подшипников происходит из-за их недостаточной смазки, из-за попадания грязи, перегрузки двигателя и коррозии (рис. 14.2). Причины отказа подшипников должны быть определены и устранены до сборки двигателя, чтобы предотвратить их повторение.
3. Для осмотра вкладышей подшипников их нужно извлечь из коренных опор блока цилиндров и из нижних головок шатунов, затем разложить на чистой поверхности в том порядке, в котором они установлены в двигателе. Это позволит сопоставить дефекты вкладышей с соответствующими шейками. Не прикасайтесь руками к рабочим поверхностям вкладышей во время проверки — их можно легко поцарапать.
4. Грязь и иные посторонние примеси могут попасть в двигатель разными путями. Они могли остаться в двигателе при его предыдущей сборке, они могут попасть через фильтр или через систему вентиляции картера.Они могут попасть в масло, а вместе с ним — в подшипники. В масле могут оказаться частицы металла от механической обработки двигателя, а также от естественного износа двигателя в процессе его работы. Иногда 8 масле может присутствовать абразив, оставленный после ремонта, особенно если двигатель после этого не был тщательно промыт. Независимо от происхождения, такие частицы могут внедряться в мягкую поверхность вкладыша и могут быть легко обнаружены. Крупные частицы не внедряются в подшипник, но могут оставить царапины на нем и на шейке вала. Лучший способ избежать этих неприятностей — тщательно промыть все детали двигателя перед сборкой и соблюдать чистоту в процессе сборки. Рекомендуется также регулярно и часто менять масло и масляный фильтр.
5. Недостаточная смазка или прекращение подачи масла также имеет несколько причин. Перегрев двигателя (он приводит к уменьшению толщины масляной пленки), перегрузка (которая выдавливает масло из зазора в подшипнике) и протечки масла (из-за чрезмерно больших зазоров, износа масляного насоса или высокой скорости двигателя) — все это приводит к ухудшению смазки. Перекрытие масляных отверстий при неправильном расположении вкладышей при сборке также может оставить подшипник без смазки и привести к его разрушению. При недостаточной смазке материал вкладыша может быть истерт или смазан с поверхности стальной основы. Температура в подшипнике может повыситься до уровня, когда цвет стальной основы вкладыша становится голубым.
6. На жизнь подшипников оказывают определенное влияние и особенности вождения машины. Резкое открытие дроссельной заслонки при малых оборотах двигателя создает большие нагрузки на подшипники, из которых выдавливается масляная пленка. Такие нагрузки могут вызвать течение поверхностного слоя вкладыша с образованием мелких трещин (усталостное разрушение). Постепенно материал вкладыша может развалиться на части и оторваться от стальной основы
7. Езда на короткие дистанции может привести к коррозии подшипников из-за того, что двигатель прогревается недостаточно для испарения конденсата воды и вывода коррозионно-активных газов. Эти продукты собираются в масле, образуя кислоту и осадки. Затем кислота вместе с маслом попадает в подшипники и вызывает их коррозию.
8. Неправильная установка вкладышей при сборке двигателя также приводит к разрушению подшипников. Перетяжка подшипника ведет к уменьшению зазора и масляному голоданию. Грязь и инородные включения улавливаются масляным клином подшипника, копятся на его поверхности в виде больших пятен, которые в конце концов приводят к повреждению.
9. Не касайтесь пальцами рабочих поверхностей вкладышей при сборке, поскольку при этом есть риск поцарапать деликатные поверхности или занести на них грязь.
10. Как отмечено в начале данного параграфа. вкладыши безусловно необходимо заменять при ремонте двигателя. Не менять их — плохая экономия.