Примечание. Эта сложная операция. Прежде чем к ней приступать, прочтите весь этот параграф. Убедитесь в том, что Вы располагаете подъемным устройством, домкратом и подпорками достаточной грузоподъемности. Во время разборки делайте себе заметки, чтобы прокладка проводов и шлангов, расположение кронштейнов и прочих "мелочей" не вызвало у Вас затруднений при сборке.
Снятие
1. Снимите капот, как указано в главе 11.
2. Сбросьте давление в топливной системе (см. главу 4А). Отсоедините от аккумулятора отрицательный провод (см. главу 5А)
3. Слейте охлаждающую жидкость (см. главу 1).
4. Слейте из двигателя масло (см. главу 1).
5. Отделите от двигателя и снимите механическую коробку передач (см. главу 7А) или автоматическую трансмиссию (см. главу 7Б).
6. Если высота подъемного устройства, которым Вы располагаете, недостаточна для того, чтобы вытащить двигатель из поднятого автомобиля, опустите его на землю.
7. Для расчистки рабочего пространства и улучшения доступа к двигателю временно подоприте его снизу домкратом-тележкой. Таль или иное подъемное устройство, которое использовалось для поддержки двигателя при снятии трансмиссии, пока отсоедините от двигателя и уберите в сторону.
Внимание! Перед тем как отсоединить и убрать таль, убедитесь в том, что домкрат снизу надежно подпирает двигатель.
8. Снимите радиатор (см. главу 3).
9. На модели с 4-цилиндровом двигателем M43TU снимите катушки зажигания, как указано в главе 5Б, и насос впрыска вторичного воздуха, как указано в главе 4Б.
10. Снимите воздухоочиститель и датчик расхода воздуха (см. главу 4А).
11. На задней стороне моторного отделения снимите воздуховод системы вентиляции и отопления салона. Для этого выполните следующие действия (рис. 4.11, а, б).
- а) Снимите крышку салонного фильтра, повернув на 90° против часовой стрелки ее фиксаторы. Вытащите фильтр из корпуса.
- б) Отстегните четыре фиксатора короба для прокладки проводов и извлеките из короба рукава с проводами.
- в) Выверните четыре винта и вытащите вперед корпус салонного фильтра.
- г) В левом заднем углу моторного отделения стяните уплотнитель, поверните против часовой стрелки два фиксатора и сдвиньте панель облицовки немного вперед.
- д) Выверните два винта и снимите воздуховод.
12. На модели с 4-ципиндровым двигателем ослабьте болт шкива насоса гидроусилителя рулевого управления и снимите ремень привода вспомогательных агрегатов (см. главу 1).
13. Отверните гайки крепления бачка резервной жидкости рулевого гидроусилителя и сдвиньте бачок в сторону, не отсоединяя от него шлангов (рис. 4.13).
14. Снимите компрессор кондиционера с двигателя, освободите его трубки и сдвиньте компрессор в сторону из рабочего пространства, тщательно его закрепив.
Внимание! Не разъединяйте трубопроводы системы кондиционирования — предостережения по этому поводу приведены в главе 3.
15. Снимите насос рулевого гидроусилителя, как указано в главе 10. Не разъединяя трубопроводов, сдвиньте его в сторону. При необходимости, отсоедините шланг, идущий к корпусу рейки, от крепления к опоре рулевого механизма.
16. Отсоедините от кронштейнов опор двигателя шины заземления.
17. Снимите с двигателя впускной коллектор (см. главу 4А).
18. На 4-цилиндровом двигателе N42 отсоедините шланг от клапана впрыска вторичного воздуха на правой стороне головки цилиндров. Отверните гайки крепления клапана и снимите его с двигателя.
19. На всех двигателях отсоедините вакуумные шланги и шланги системы охлаждения. Запомните их прокладку.
20. В цепях безопасности при снятии двигателя, удалите трубку масляного щупа. Снимите с трубки уплотнительное кольцо. При установке трубки на место кольцо надо заменить.
21. Разъедините все электрические разъемы. относящиеся к двигателю. Запомните прокладку проводов и положение разъемов.
22. Освободите проводку двигателя, отвернув болты крепления кронштейнов, и сдвиньте ее с двигателя в сторону. На 4-ципиндровом двигателе N42 для снятия проводов с двигателя, возможно, потребуется снять генератор.
23. Проверьте, все ли провода удалены с двигателя и не помешают ли они его снятию.
24. Проверьте, не осталось ли на двигателе присоединенных к нему шлангов и трубопроводов, которые могли бы помешать его снятию.
25. Переставьте подъемное устройство, расположив его над двигателем. Зацепите стропы подъемника за обе такелажные проушины двигателя — спереди и сзади (рис. 4.25). Подтяните подъемное устройство, чтобы снять вес двигателя с опор.
26. Выверните гайки крепления правой и левой опор двигателя к резиновым блокам. Выверните болты крепления опорных кронштейнов к блоку цилиндров и снимите кронштейны с двигателя. На 4-ципиндровом двигателе N42 нам не удалось добраться до болтов крепления правого кронштейна. Поэтому мы оставили кронштейн на двигателе, а вместо этого мы отсоединили кронштейн от резинового блока. Левый кронштейн был доступен и мы его сняли, как указано выше.
27. Вытащите двигатель подъемником из моторного отделения. При выполнении этой операции двигатель надо придерживать и поворачивать по мере надобности, чтобы не повредить окружающие кузовные детали, и не зацепить в моторном отделении что-нибудь важное.
28 Установка двигателя выполняется в последовательности, обратной снятию, с учетом следующих замечаний.
- а) Весь крепеж затяните требуемым моментом, если таковой регламентирован Техническими данными.
- б) Проложите все провода так же. как они лежали до разборки.
- в) Установите на место ремень привода вспомогательных агрегатов.
- г) Установите впускной коллектор, как указано в главе 4А.
- д) Установите радиатор (см. главу 3).
- е) Установите коробку передач (или трансмиссию) и присоедините ее к двигателю (см. главу 7А или 7Б).
- ж) В завершение заполни те систему охлаждения и систему смазки двигателя (см. главу 1).